Вологодское кружево

Вологда — самый известный центр производства кружева в России. Нередко под «вологодским кружевом» подразумевалось русское кружево вообще. Между тем рязанские, тверские, орловские плетеи, создававшие работы исключительной красоты, вполне могли оспаривать у Вологды первенство в этой области, да и по времени возникновения кружевоплетения её оставляют позади Галич и Калязино.
Самый старый предмет вологодской работы — кусок от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. Они соединены узкой проставкой из полотна. Узор прошвы — парные завитки и кружочки — маловыразителен, но на решётке отчётливо выделяется «пять дырочек». И сам узор, и решетка были заимствованы из Германии в XVII в., но для немецкого кружева использовалась чрезвычайно тонкая нить, рисунок был плохо различимым. В вологодской прошве нить намного толще, благодаря чему узор более чёткий.
Русское кружево XIX века было чаще всего цветным или имело цветную обводку сканью, вологодское же почти всегда исключительно белое. На плетение идёт пряжа домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Этим в значительной степени объясняются изменения, вносимые мастерицами в пришедшие из-за границы узоры-образцы. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и отличного мастерства.
Начиная с 1820-х годов плетение охватывает Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшего Кадниковского уезда сильно напоминают характер тонкого кружева со сканью, образующий силуэт мотива.
Выбрав один из известных мотивов (фигуру в виде угла, наклонную полоску с загнутыми концами, прямоугольник), плетеи создавали бесчисленные вариации его расположения. В самом конце XIX века многие рисунки русского кружева стали перемещаться из одной области в другую, в зависимости от спроса. К такому занесённому рисунку относится красивое кружево, состоящее из колец с накладными венками из насновок и с розетками внутри колец. Его плели в Орловской губернии. В это же время традиционное белое вологодское кружево всё чаще оживляется цветной сканью. Воздействие вологодских художественных традиций явно сказалось в искусстве кирилловских, захожских и костромских мастериц русского кружевоплетения.