О магистратуре замолвим слово. Новые образовательные стандарты

Магистратура — дело для нас относительно новое. Чтобы подготовить специалистов академического уровня требуются не только нормативно-правовые документы, определяющие социальный статус магистра, но и высокого уровня преподаватели, а также учебные пособия, содержащие интегрированное, инновационное знание.
Когда этот материал готовился к печати, в журнале «НТБ» (2012, №10) вышла статья А. В. Соколова, моего учителя, под названием «О бедном магистре замолвите слово». Я искренне обрадовался: синхронизации мыслей часто так не хватает нашему библиотечному сообществу. И решил не менять название своей статьи.
Аркадий Васильевич обосновал концепцию магистратуры как «школы библиотечного гуманизма», уделив основное внимание содержанию образовательной программы и её учебно-методическому обеспечению. Он считает, что первостепенной задачей является разработка «ядерного пособия», которое названо им «магистерским интегралом» «…метатеоретическое введение в систему библиотечно-информационного знания магистерского уровня и достаточно полный путеводитель по этой системе, выполненный в интегральном жанре…» Такой подход заслуживает самого пристального внимания, так как магистр действительно должен владеть интегрированными знаниями и умениями инновационного характера. Магистратура сегодня не обеспечена учебными пособиями такого типа.
В продолжение мыслей А. В. Соколова хочу остановиться на проблемах и поделиться некоторым опытом организации магистерской подготовки на факультете информационно-документных коммуникаций (ФИДК) Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ).
Как известно, в общенаучном плане магистратура обычно определяется как ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профес­сио­нальному направлению. Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — это академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры.
Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению. Диплом магистра, как и диплом бакалавра, лучше признаётся в большинстве стран мира, даёт возможность перевода из вуза в вуз, а также приветствуется зарубежными работодателями (библиотеками). В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень «специалист» в ближайшие годы, прекратит своё существование, останутся академические степени: бакалавр, магистр и доктор философии. Республика Беларусь (РБ) не является участником Болонского процесса, а образовательные программы высшего образования реализуются по системе «специалист — магистр». Вместе с тем подписание Болонской декларации всё-таки планируется в 2015 году. Поживём, увидим.
Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» (2011 г.) магистратура является ІІ ступенью высшего образования, на которой обеспечивается «углублённая подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра». Высшее образование ІІ ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
В Беларуси реализуются две образовательные программы высшего образования ІІ ступени: 1) образовательная программа, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы (так называемая, научно-ориентированная магистратура) и 2) образовательная программа с углублённой подготовкой специалиста (практико-ориентированная магистратура). Рассмотрим эти образовательные программы подробнее применительно к специальности «библиотековедение и библиография».
Подготовка магистров в научно-ориентированной магистратуре осуществляется на ФИДК БГУКИ с 1997 года. Магистратура прошла различные этапы своего становления. За прошедшее время было подготовлено около 90 магистров, которые успешно работают в библиотеках или поступили в аспирантуру, окончили её, защитили кандидатские диссертации и стали преподавателями факультета.
С 2008 года решением Правительства РБ магистратура была тесным образом связана с аспирантурой. Специальности магистратуры взаимосвязаны с номенклатурой специальностей для подготовки научных работников — наименование специальностей магистратуры совпадают с наименованиями специальностей, утверждаемых ВАК, что позволяет магистрам ориентироваться при поступлении в аспирантуру.
В типовых учебных планах магистратуры по специальности 1-23 80 01 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» появился «цикл кандидатских экзаменов и зачёта» (философия и методология науки, иностранный язык, основы информационных технологий). Несдача кандидатских экзаменов считается невыполнением учебного плана. В результате обучения в магистратуре по названной специальности присваивается степень магистра педагогических наук. Сроки обучения — один и полтора года (соответственно очное и заочное).
Содержание образовательной программы магистратуры по названной специальности определяется образовательным стандартом 2012 года, в котором устанавливаются требования к профессиональной деятельности магистра, перечень компетенций, которыми он должен владеть, содержанию учебно-программной документации, уровню основного образования лиц, поступающих для получения степени магистра, формам и срокам получения образования, организации образовательного процесса и т. п.
Типовой учебный план магистерской подготовки включает в себя всего 2268 часов объёма учебной работы (из них 518 часов аудиторной работы) и предусматривает следующие виды деятельности магистранта: теоретическое обучение (посещение лекций и семинаров), научно-исследовательская работа (написание магистерской диссертации), сессии, сдачу кандидатских экзаменов, педагогическая практика, итоговая аттестация (защита магистерской диссертации). Кроме выше названных кандидатских экзаменов, во время сессий магистранты сдают также экзамены и зачёты по таких дисциплинах, как: «Педагогика и психология высшей школы», «Теоретико-методологические проблемы библиотековедения, библиографоведения и книговедения», «Социологические исследования в библиотеках», «Библиотечная педагогика», «Проектная деятельность библиотек».
Образовательная программа с углублённой подготовкой специалиста (практико-ориентированная магистратура) имеет следующие особенности: осуществляется подготовка специалистов к практической работе инновационного характера; выпускникам присваивается степень магистра по направлениям (сферам) деятельности — магистр библиотечного дела; предусмотрены такие формы текущей аттестации как зачёты, экзамены по учебным дисциплинам, подготовка магистерской диссертации.
В типовом учебном плане этого вида магистратуры отсутствует цикл кандидатских экзаменов. Приоритет отдаётся углубленному изучению дисциплин, которые ориентированы на инновационное развитие библиотечно-информационной деятельности: библиотечная инноватика, информационно-аналитическая деятельность, проектная деятельность, фандрейзинг, связи с общественностью и пиар, технология создания веб-сайтов, проведения вебинаров и других.
Целесообразность реализации образовательной программы с углублённой подготовкой специалиста по специальности «библиотековедение и библиография» подтверждается:
• разнообразием содержания подготовки магистров в рамках специальности, обусловленной высокой скоростью изменений, которые сейчас происходят в библиотечно-информационной деятельности;
• необходимостью ориентации на вероятностное и вариативное развитие библиотечно-информационной деятельности;
• обоснованной интеграцией разнообразных направлений библиотечной деятельности и другими дисциплинами и видами деятельности (например, психологии и педагогики, информационно-коммуникационными технологиями, управленческой деятельностью, социо-культурной и образовательной деятельностью и другими);
• необходимостью ускоренного внедрения современных достижений науки и технологий в библиотечную практику.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по формированию подсистемы специальностей высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов» (2011 г.), утверждённых Министерством образования РБ, при разработке учебного плана для магистрантов с углублённой профессиональной подготовкой предусматривается «компонент магистранта» в объёме до 50% от объёма учебных часов компонента учреждения высшего образования (как вариативная его часть). В индивидуальном учебном плане работы магистранта эта вариативная часть теоретического обучения используется на дисциплины по выбору магистранта. Также магистрантом предоставляется возможность подготовиться факультативно (при их желании) к сдаче экзаменов кандидатского минимума и сдача их с целью поступления в аспирантуру.
Таким образом, образовательные программы подготовки магистров (для научно-педагогической и научно-исследовательской работы; углублённой подготовки специалиста) представляют одинаковые возможности: специалистам — возможность получения высшего образования ІІ ступени с присвоением степени магистра; магистрантам — возможность освоения образовательных программ на основе учебно-программной документации с итоговой аттестацией в форме защиты магистерской диссертации; специалистам и магистрам — возможность трудоустройства в соответствии с квалификацией, присвоенной по завершению образовательной программы высшего образования І ступени; магистрантам — возможность получения послевузовского образования в аспирантуре. Однако магистры, в соответствии с положением ВАК РБ о подготовке научных работников по педагогическому профилю, не могут сразу поступить в аспирантуру, если они не имеют двух лет педагогического стажа работы в качестве специалиста. Удалось добиться приравнивания библиотечного стажа работы к педагогическому. Поэтому многие студенты-магистранты, ориентированные изначально на аспирантуру, набирают этот стаж совмещая учёбу с работой в библиотеке.
В соответствии с описанной выше концепцией образовательных программ ІІ ступени обучения Правительством РБ в начале 2012 г. были утверждены Правила приема лиц для поступления в магистратуру. Эти правила приёма являются боле либеральными по сравнению с предыдущими. Так, в них отсутствует требование обязательного наличия опубликованных научных работ (они имеют значение при одинаковом количестве баллов по результатом вступительного экзамена по специальности), не устанавливаются требования наличия среднего бала по дисциплинам
І ступени обучения (он имеет значение при зачислении с равным количеством баллов). Такие «послабления», очевидно, связаны с тем, что в последние годы конкурс в магистратуру постоянно снижался. Эта тенденция присуща практически и всем вузам культуры СНГ.
Лица, не прошедшие по конкурсу на обучение за счёт бюджетных средств и получившие на вступительных испытаниях оценки не ниже, чем «шесть», имеют право подать заявление для участия в конкурсе на условиях оплаты. Однако Кодекс об образовании устанавливает здесь жёсткие требования: студенты, которые обучались на І ступени на бюджетной основе, в случае поступления на платное обучение в магистратуру, должны выплатить стоимость обучения на І ступени (по инициативе университета). Таким образом, сделана попытка пресечь поступление в магистратуру «случайных людей», преследующих далеко не научные цели. В Беларуси существует система обязательного распределения специалистов и магистров, которые обучались на бюджетной основе, с требованием отработать по специальности не менее двух лет.
Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе (кроме сдачи экзамена по специальности) с учётом результатов сдачи также дополнительного экзамена по «Основам психологии и педагогики». Вступительные испытания и дополнительные экзамены проводятся по утвержденным учебным программам, разработанным в университете в соответствии с типовыми учебными программами и образовательными стандартами по учебным дисциплинам. Оценка знаний поступающих лиц для получения высшего образования второй ступени осуществляется по десятибалльной шкале.
Одной из основных проблем осуществления подготовки специалистов по второй ступени образования (магистратуры) является отсутствие на государственном уровне нормативно-правовых документов, определяющих социальный статус магистра, перечня приоритетных должностей, которые он мог бы занимать в библиотеках сразу после окончания магистратуры и получения степени магистра. В настоящее время министерствами культуры и образования РБ такой перечень начинает создаваться.
Факультет вышел с предложениями о внесении изменений в государственный квалификационный справочник «Должности и квалификации в сфере культуры и искусств». Эти предложения связаны с изменением квалификационных требований по занятию должностей в библиотеках. Основное предложение — выпускник магистратуры может занимать должность библиотекаря (библиографа) І категории (минуя ІІ категорию) без предъявления требований к стажу работы.
Предлагается также для магистров значительно сократить стаж работы при продвижении на более высокие должности, например: ведущий библиотекарь (библиограф) — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) І категории не менее 1 года; главный библиотекарь (библиограф) — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библиографа) не менее 2 лет; заведующий отделом (сектором библиотеки) — высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет; учёный секретарь библиотеки — высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет; преподаватель специальных дисциплин (без предъявления требований к стажу работы).
Принятие подобных предложений на государственном уровне позволит поднять престиж магистерской подготовки, приведёт к повышению конкурса при поступлении в магистратуру, поможет отобрать лучших претендентов, а в конечном итоге — подготовить высококвалифицированных работников для научно-педагогической и практической инновационной деятельности, которых так хочется назвать библиотечной элитой.

Николай Александрович Яцевич, декан факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств