Работая в библиотеке, я стараюсь выкраивать из своего графика немного времени для наблюдений за функционированием внутреннего библиотечного мира. Поразительные факты открываются всегда тем, кто ставит перед собой задачи не только теоретического изучения каких-либо профессиональных проблем, но и ежедневного практического применения полученных знаний, поиска порой незначительных деталей, акцент на которые способен улучшить либо ухудшить работу и т. д.
Зачастую я не ограничиваю себя одними наблюдениями, а инициирую беседу с сотрудниками библиотеки, с её читателями. Особенно интересно, если удавалось не только поговорить с читателем, но и «разговорить» его, услышать то, что идёт из глубины души, от сердца — то, что он никогда не скажет официально и открыто, зная точно, что его не поймут, либо не примут его слова во внимание и всерьёз или, что еще хуже, обвинят в излишней ретивости и требовательности к библиотекарям, которые и так работают «на износ» за мизерную зарплату, поэтому не проявляют излишнего, как им думается, профессионального рвения.
Мне приходилось сталкиваться с аналогичными ситуациям в сфере торговли. Не так давно при попытке возврата товара, технические характеристики которого, согласно инструкции, с которой я получил возможность ознакомиться только после покупки, не соответствовали информации, размещённой на рекламном плакате в магазине, мне ответили в довольно-таки резкой форме, недвусмысленно дав мне понять, что это столь незначительные отличия, что из-за них не стоит так беспокоиться. Далее я, конечно же, вызвал администратора магазина. После того как я озвучил свои законные требования и нескольких цитат из «Закона о защите прав потребителя», его ответы превратились в некую мольбу вперемешку с жалобами на тяжёлую долю работников торговли: «А что вы хотите, девочка работает три дня и получает 12 тысяч рублей. Вот она по незнанию и из-за маленькой зарплаты вам так и ответила! Я готова за неё принести извинения, но если вы напишите жалобу — её уволят!».
К сожалению, приведённая выше ситуация характерна и для многих библиотек. Не все, но многие работники библиотек (я просто не могу их называть библиотекарями) работают не как необходимо, как подобает специалисту и профессионалу в области библиотечно-информационного обслуживания, а «делая одолжение», дескать, читатели и так должны быть им благодарны, что сотрудники библиотеки за такую зарплату хотя бы на работу ходят. Я всегда говорил, говорю и буду говорить: заработная плата — это отношения сугубо и исключительно между работником и работодателем, которые никаким образом ни при каких обстоятельствах не должны отражаться на качестве работы и уж тем более на общении с читателями.
В случае если работник не доволен финансовой ситуацией на работе и полагает, что он достоин более адекватного материального вознаграждения, что он может и способен заработать больше, он вправе найти иное место работы с удовлетворяющей его зарплатой и понравившимся функциями. Никто никого силой удерживать не будет, крепостное право отменили давно. Да и, по сути, нужен ли библиотеке такой работник?
В предыдущих статьях я уже говорил, что кадровая политика — это главная составляющая будущего библиотек. Я акцентировал внимание на работе со студентами и на алгоритме построения взаимоотношений: библиотека—образовательное учреждение—студент.
Наследство «Мёртвых душ»
Общения с коллегами из других библиотек также дало немало интересных фактов, что в свою очередь позволило мне собрать необходимую информацию для размышлений о проблеме наличия связи между библиотекой и читателями.
В итоге ситуация складывается следующим образом. Начнём с правовой основы. Нормативные правовые акты федерального и регионального уровней власти наряду с описанием основных функций библиотек возлагают на последние выполнение государственного задания, при этом самостоятельно «сверху» устанавливая его показатели и параметры. Вполне естественно, что считается: чем выше у библиотеки такие показатели, тем качественней она выполняет государственное задание, тем больший объём субсидий она получит на следующий период. И наоборот: чем ниже показатели, тем меньший объём субсидий будет выделено на обеспечение деятельности конкретной библиотеки. Несмотря на то, что действительно работающие показатели и критерии оценки качества работы библиотеки по настоящее время никто не может ни разработать, ни утвердить, одним из основных показателей выполнения государственного задания для библиотек государство в лице соответствующих органов исполнительной власти установило количество зарегистрированных читателей, утвердив для каждой минимальный порог.
И тут такое началось… Все библиотеки стали преимущественно ориентированы на расширение спектра услуг, особенно платных, стремясь «заработать», раз разрешили, ну и, конечно же, на запись читателей — любых, главное, чтоб был документ удостоверяющий личность. Главное — это количество, главное — выполнить установленную квоту. В отдельных случаях библиотеки проводят выездные акции и мероприятия, на которых одной из главных задач становится запись новых читателей. И что характерно, присутствует наличие небольшого так называемого некоммерческого хода, заключающегося в ненавязчивом сопутствующем условии — принять участие в выездном мероприятии может любой гражданин, но с одновременной записью в библиотеку. Некоторые ходят по домам, записывают соседей, друзей и т. д. Главное — это выполнение государственного задания (плана). Работа отдельных библиотекарей стала отчасти похожа на похождения главного героя Гоголя из «Мёртвых душ».
Когда я в очередной раз слушал о чаяниях библиотекарей относительно записи читателей в библиотеку я имел неосторожность в шутку предложить им альтернативный, гарантировано успешный вариант: «Коллеги, всё гораздо проще! Надо заключить библиотеке соглашение с ЗАГСом, то есть с тем государственным органом, где собираются люди со всеми необходимыми документами на руках. Можно ежегодно перевыполнять план и разрешить все проблемы с записью читателей: при рождении ребёнка — сразу запись в библиотеку, при бракосочетании или разводе — запись в библиотеку!» Была немая пауза, после которой ко мне вполне серьёзно обратились с вопросом разработать такое соглашение о сотрудничестве.
Я понимаю, что это в какой то степени от безысходности, но ведь ни государство, ни библиотеки и работающие в них сотрудники ни разу не задались вопросом: придёт ли этот записанный читатель хотя бы один раз в библиотеку, не потеряет ли или не выбросит ли этот читательский билет, так как ему это не интересно и он живёт на другом конце мегаполиса? Для чего нужен библиотеке, а в её лице и государству такой «одноразовый читатель»? Для статистики — возможно, но не более.
Для чего я привёл эти примеры? Они наглядно демонстрируют отсутствие прямой и устойчивой связи между библиотекой и читателем. Иными словами нет так необходимого для библиотечного дела связующего звена между учреждением и теми, для кого и за счёт кого собственно библиотека и создана. Мы обязаны задуматься и сделать правильные выводы!
Чего хочет читатель?
Ни нормативные правовые акты различных уровней власти, ни локальные акты различных библиотек не предусматривают и соответственно не предписывают работникам библиотек самого основного — знать то, чего же хочет сам читатель! Необходимо постоянно изучать читателя, понимать его требования, исследовать его психологию и модель поведения, изучать его восприятие и мировоззрение, и лишь только потом, проанализировав полученные данные, получив результаты исследовательской работы, предлагать читателю библиотечный продукт. Только в таком случае он будет востребован, он будет актуальным и социально значимым, только в таком случае государство через библиотеки сможет реализовать в полном объёме задачи по социальному и культурному обеспечению населения. Здесь применима аналогия с законами рыночной экономики. Без маркетинговых исследований спроса на производимую продукцию любое предприятие обречено на провал. Безусловно, предприятие может выпускать всё что угодно (ограничиваясь уставными документами), но избыток продукции, на которую нет потребительского спроса, в скором времени приведёт к банкротству.
Именно поэтому, коллеги, я предлагаю остановить хаотичную и неорганизованную дикую скачку в никуда с «зашоренными 83-ФЗ глазами», зачастую с амбициозным пафосом и индивидуализмом. Мелкие и быстрогаснущие победы без системы и единой концепции развития не станут подспорьем или остовом не только инновационного, но и эволюционного развития библиотечного дела. Более того, подобное «соперничество» и «показательная конкуренция» вне правового поля единой стратегии и концепции развития библиотеки мегаполиса могут привести к тому, что большинство лошадей вскоре попросту загонят. А с загнанной лошадью не мне вам рассказывать, как поступают. Помимо объединения усилий и реализации концепции библиотеки мегаполиса, необходимо восстановить утраченную связь между читателем и библиотекой! И только после этого всесторонне планировать библиотечную деятельность.
Мне часто приходилось слышать, что чем больше запланировано и реализовано мероприятий, тем качественней и эффективней работает библиотека. Конечно, потом все мероприятия плавно переходят в статистический отчёт, цифры которого показывают бурную библиотечную деятельность. Но кто-нибудь задумывался над тем, а нужно ли то или иное мероприятие читателю, на какого читателя рассчитано мероприятие, какое количество потенциальных участников может оно привлечь и собрать? Кто в библиотеках проводит подобные исследование? Многие ли из вас работают с читателем, изучая его спрос, психологию, мнение и т. д.?
Но самым интересным представляется наличие в библиотеках одного региона баз данных, систем поиска и электронного каталога различных форматов и наполнений. По словам многих читателей, это значительно усложняет поиск информации. Большинство читателей, знающих информационные системы и компьютер, предпочитают искать необходимую информацию самостоятельно, однако привыкнув со временем к одной системе, которая установлена в одной из библиотек, зачастую не обнаруживают необходимой печатной или периодической продукции, иногда получают информацию о наличии запрашиваемых источников в других библиотеках региона. Они отправляются туда и к своему удивлению обнаруживают совершенно иную систему поиска и работы с электронным каталогом, на изучение которого требуются значительное время и силы, которых у читателя просто может и не быть! Подобное разнообразие систем, программ (многие из которых просто несовместимы друг с другом) и форм поиска не только «съедают» определённый объём субсидий, но и являются губительными и для читателей и для самих библиотекарей. И если первые попросту перестанут посещать библиотеки вообще или не будут ходить в конкретную библиотеку с непонятным или «тормозным» (как сейчас модно говорить) программным обеспечением, то библиотекарям необходимо знать все имеющиеся системы, постоянно повышать уровень таких знаний и практические навыки, а это, в свою очередь, увеличение финансовых затрат! Этот фактор, по моему глубокому убеждению, является одним из наиболее важных, не решив который библиотека не сможет наладить адекватную устойчивую связь с читателем.
Я не раз задавался вопросом: «Почему библиотеки, пусть даже не по всей Российской Федерации, а хотя бы в пределах одного её субъекта не могут договориться о единой системе и формате работы с электронными документами? Почему библиотека не может полностью открыться и довериться читателю?» К сожалению, вопрос «почему» всё чаще и чаще приходится слышать в библиотеках (и задавать его), и мало кому из нас удавалась услышать на него внятный, грамотный и профессиональный ответ.
Всё банально и просто: надо признать, что большинство библиотек, к моему огромному сожалению, работают по советским формулам: «Библиотека сама знает, что и в каком объеме нужно читателю!» или «Библиотека для библиотекарей!». Глупо, не правда ли, учитывая, что мы работаем для читателя и за его же деньги (налоговые отчисления)? Да, тенденции и предпосылки к изменениям есть, мы открываем самостоятельный доступ читателей в фонды, делая библиотеку открытой и доступной, мы меняемся, но никто не меняет отношение к читателю! Мы по-прежнему знаем, что и как ему нужно!
А ведь при таком подходе ни один работник библиотеки никогда не станет библиотекарем, к которому захочется прийти (и не один раз), с которым хочется поговорить, у которому можно спросить совета (и не только по подбору необходимой информации), не станет надёжным другом, который всегда окажет посильную помощь. А ведь только такие библиотекари и являются маяками, к которым стремятся читатели, о которых рассказывают, рекомендуют друзьям, коллегам и соседям. И не нужны столь многочисленные внутренние и выездные мероприятия — читатель сам придёт!
Я обращаюсь к руководителям публичных (центральных) библиотек регионов и их заместителям. Кто-нибудь из вас лично «ходит в народ», к читателям, изучает на практике их нужды проблемы, наблюдает со стороны за их читательским интересом, действиями и т. д.? И если да, то как часто? И подводите ли вы итоги своих наблюдений, какие выводы и предложения были внедрены в работу библиотеки?
На сегодняшний день ясно одно: необходимо восстанавливать утраченную связь библиотека-читатель, надо интересоваться, что и как читатель хочет, и только после этого строить работу библиотеки. К примеру, библиотека обязана тесно взаимодействовать с авторами, с издательствами, предлагая читателю весь спектр информации, которая заинтересовала последнего. Организовывать встречи читателей с авторами, проводить обзоры и анонсирование книг и т. д. Подобные мероприятия затратны, и не всегда у библиотек есть возможность их провести, поэтому необходимо привлекать к соучастию и посильной помощи издательства, коммерческие и некоммерческие организации, предложив им со своей стороны определённые возможности в реализации уставной деятельности. В приложенном соглашении о сотрудничестве и взаимодействии я подготовил примерный и соответствующий действующему законодательству вариант построения взаимоотношения библиотеки с издательством.
Подводя итог данного небольшого цикла статей, необходимо отметить, что я не только попытался концептуально обозначить видение основных направлений концепции развития библиотеки мегаполиса, но также приводил конкретные жизненные и рабочие ситуации, предлагал альтернативные способы решения отдельных вопросов и практические наработки некоторых важных документов, закрепляющих те или иные правовые отношения библиотеки. Уверен, что даже в случае использования работниками библиотек приведенной информации минимум на 10–20%, мы сможем изменить, пусть немного, но изменить ту плачевную ситуацию, которая сложилась в библиотечно-информационной сфере.
Предвидя возможное разнообразие мнений и отзывов, я готов к диалогу и открыт для общения.
* Продолжение. Начало см. № 24 (186) 2012, № 01 (187) 2013, № 02 (188) 2013, №3 (189) 2013
Виталий Викторович Кикавец, заведующий юридическим отделом Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова», кандидат юридических наук
Приложение 1.
СОГЛАШЕНИЕ
от «_____» _________ 20___ г.
о взаимодействии и сотрудничестве между
Библиотекой мегаполиса и «________________________»
Библиотека мегаполиса (далее — Библиотека) в лице __________, действующей на основании _ с одной стороны и ________________________ (далее — Издательство) в лице _____________, действующего на основании __ с другой стороны, совместно именуемые Сторонами, в целях пропаганды и воспроизводства культуры чтения в обществе, повышения авторитета книги и книжной культуры, приумножения человеческого капитала и национальной культурной традиции, увеличения конкурентоспособности в научной и социально-культурной сферах, наращивания интеллектуального, духовного, нравственного и культурного потенциала пользователей и гостей Библиотеки, а так же популяризации информационно-библиотечных услуг в городе Москве, выражая взаимную заинтересованность в развитии двухсторонних связей на стабильной и долгосрочной основе и желая создать для этого соответствующие организационные, правовые и иные необходимые условия, заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве (далее – Соглашение):
Статья 1
1.1. Основными целями Соглашения является осуществление сотрудничества и взаимодействия Сторонами на принципах взаимности и на безвозмездной основе по следующим направлениям:
1.1.1. Формирование системы ценностных ориентиров и морально-нравственных норм среди населения города Москвы и пользователей Библиотеки;
1.1.2. Реализация программы поддержки и развития чтения;
1.1.3. Использование потенциала отечественной книжной отрасли для формирования положительного образа города Москвы-столицы России за рубежом;
1.1.4. Создание интеллектуальной основы для выработки инновационной модели поведения, обеспечение роста духовного, культурного и интеллектуального потенциала жителей города Москвы;
1.1.5. Увеличение числа пользователей Библиотеки, в том числе привлечение новых читателей путем проведения мероприятий, способствующих максимальному вовлечению жителей города Москвы в процесс чтения, формированию и поддержанию интереса к книге, чтению, укреплению и развитию интереса к чтению среди молодёжи и юношества в городе Москве;
1.1.6. Проведение Библиотекой и/или Издательством социально-значимых мероприятий (конференции, круглые столы, лекции, научные и практические семинары, вебенары, видео-мосты, выставки-ярмарки, авторские и издательские презентации, авторские, литературные вечера и встречи, тематические собрания и т. д.) — в том числе реализация Библиотекой программ и проектов, направленных на поддержку, развитие и сохранение культуры России, повышение грамотности населения, сохранение русского языка, росту воздействия российской культуры на пользователей и гостей Библиотеки.
Статья 2
2.1. В целях реализации Соглашения Библиотека в пределах своей компетенции и в соответствии с Уставом на принципах взаимности и на безвозмездной основе оказывает содействие Издательству в участии во всех мероприятиях, организуемых и проводимых Библиотекой в период действия Соглашения.
Статья 3
3.1. В целях реализации Соглашения Издательство в соответствии с Уставом и в пределах своей компетенции, на принципах взаимности и на безвозмездной основе:
3.1.1. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации серию мероприятий по поддержке и развитию культуры чтения, активно взаимодействуя при этом с российскими библиотеками всех уровней.
По приглашению Библиотеки принимает обязательное участие в проводимых социально-значимых мероприятиях, в процессе которых:
– проводит активную разъяснительную работу с пользователями и гостями Библиотеки в целях обеспечения высокой просветительской миссии отечественного книгоиздания, недопущения низкопробной печатной продукции, оказывающей разлагающее влияние на личность;
– представляет (анонсирует) широкому кругу пользователей и гостей Библиотеки новинки издательской продукции;
– обеспечивает обязательное проведение авторских презентаций изданий, встречу авторов, сотрудничающих с Издательством с пользователями и гостями Библиотеки для литературных дискуссий и обмена мнениями и т. д.;
– демонстрирует продукцию Издательства в пределах тематики проводимого Библиотекой мероприятия;
– пользуется правом реализации продукции Издательства, соответствующей тематике и профилю мероприятия (выставка-продажа, выставка-ярмарка) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
3.1.3. Информирует Библиотеку о новых тенденциях в области художественной, публицистической, учебной, научной и познавательной литературы, о новых книгах, способствующих росту интеллектуального и культурного потенциала широкого круга пользователей, готовит рекомендации по пополнению фонда Библиотеки.
3.1.4. Участвует в комплектовании фонда Библиотеки на благотворительной основе.
Статья 4
4.1. Стороны, проводят взаимные консультации, совместные рабочие встречи, тематические семинары и т. д. для подготовки предложений по направлениям, указанным в ст. 1 Соглашения, а так же проблемам, представляющей взаимный интерес.
4.2. Стороны обязуются на принципах взаимности и на безвозмездной основе:
размещать информацию о Издательстве и Библиотеке в собственных каталогах и иных материалах;
4.2.2. предоставлять друг другу рабочие стенды (оборудование) места для размещения необходимой информации при проведении мероприятий;
4.2.3. создавать благоприятные условия для распространения рекламных материалов о деятельности Сторон;
4.2.4. размещать информацию о Библиотеке и Издательстве на собственных сайтах, а также предоставлять необходимые сведения информационными службами в ходе проведения совместных мероприятий;
4.2.5. проводить регулярный обмен опытом, обмениваться делегациями, принимать активное участие в мероприятиях, проводимых каждой из Сторон.
Статья 5
5.1. Стороны осуществляют обмен информацией по вопросам, предусмотренным Соглашением, и обязуются не разглашать сведения, содержащие коммерческую тайну и информацию ограниченного распространения, используя их только в целях реализации Соглашения.
5.2. Стороны строят свои взаимоотношения на основе равенства, честного партнёрства, защиты государственных интересов и интересов друг друга. Каждая из сторон выполняет принятые на себя обязательства в рамках Соглашения.
5.3. Соглашение не затрагивает обязательств каждой из Сторон по заключённым ими соглашениям (договорам) с третьими сторонами и поэтому не может быть использовано в ущерб интересам какой-либо из них или служить препятствием для выполнения его участниками взятых перед третьими сторонами обязательств.
Возможные расхождения в толковании и применении положений Соглашения или в понимании рамок его действия, возникшие в ходе его реализации, подлежат разрешению путем консультаций или переговоров между Сторонами.
5.4. Стороны принимают во внимание обязанность соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности.
5.5. Каждая из Сторон самостоятельно несет ответственность за нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные в процессе своей хозяйственной деятельности и реализации Соглашения.
Статья 6
6.1. Стороны по взаимной договорённости могут вносить в текст Соглашения изменения и дополнения. Все изменения и дополнения к Соглашению действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны полномочными представителями Сторон.
Статья 7
7.1. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2013 года.
7.2. Если ни одна из Сторон за 30 дней до истечения указанного срока не уведомит в письменной форме другую Сторону о намерении прекратить его действие, соглашение считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
7.3. Соглашение совершено в городе Москве в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу.
Статья 8
Адреса (способ связи) сторон

