Сейчас, когда закрываются кафедры детской литературы в библиотечных вузах, мы переживаем очередной виток реорганизаций, реформирований, слияний и укрупнений, хочется вспомнить о прошлом и задуматься, что же мы потеряли в подготовке специалистов для детских библиотек и что нам всем предстоит с этим делать.
Как неумолимо бежит время… Пересекаясь сегодня в лабиринтах интернета, блогах, сайтах встречаю своих однокашников по институту… Институту особенному, неповторимому… Образца 1969 года… Ленинградскому институту культуры имени Н. К. Крупской.
В том далёком году мы оказались счастливыми студентами Отделения детских и школьных библиотек. Вуз считался одним из ведущих учебных
заведений страны, выпускающих специалистов в области гуманитарных наук, поэтому при конкурсе 6 человек на место и проходном балле чуть ниже, чем в Педагогическом институте им. Герцена (19 против 20 при четырёх сдаваемых предметах), поступить в него было нелегко. Среди абитуриентов были, конечно, и девушки, осознанно выбравшие именно библиотечную профессию, и те, кто совершенно не представлял, кем же станет «на выходе». И уж никак мы не прикидывали, насколько велика в этой самой профессии будет у нас заработная плата. Расчёты тогда были иные: нас объединяла любовь к её величеству Литературе и желание посвятить жизнь работе с детьми.
В 2013 году исполняется 40 лет нашему выпуску. Четыре благословенных года обучения со всеми трудностями, постижениями, сложными семинарами и коллоквиумами… У кого-то из студентов за плечами был опыт обучения в техникумах, училищах, кто-то, как я, пришёл в институт прямо со школьной скамьи. И первое, что нам предстояло сделать, — научиться учиться. Ох, как это было непросто, ведь с первых же минут мы оказались очарованы Ленинградом, Дворцовой набережной. Да и само здание, построенное по проекту великого Кваренги, завораживало, очаровывало, открывало всё новые аудитории, коридорчики, переходы… Казалось, где-то здесь, рядом, витал дух А. С. Пушкина и Натали Гончаровой, призрак Пиковой дамы. Головки наши кружились от восторга: студенты, поступили! И закружились бы, наверное, совсем не в ту сторону, если бы не попали мы в надёжные руки наших первых педагогов: Елены Николаевны Томашовой, Ирины Ивановны Тихомировой и главной Мамы — Наталья Николаевны Житомировой.
О Наталье Николаевне надо сказать несколько слов отдельно. Выпускница Смольного института, а затем — Петербургского университета, она была царственно хороша! Было в ней что-то от героинь классической литературы: осанка, тембр голоса и ещё то, что сейчас называют коммуникативным талантом. Помню, как на первой встрече с нами, двумя группами отделения, мы услышали практически гимн профессии библиотекаря, библиотекаря детского. Как жаль, что не осталось записи той встречи! А ещё нам была дана установка: «Вы должны стать ведущими специалистами в области детской литературы! Вы должны стать директорами областных детских библиотек!» Вот так, не больше и не меньше!
Мама номер два — куратор нашей группы, Елена Николаевна Томашова. Уже в те годы Елена Николаевна занималась разработкой вопросов рекомендательной библиографии детской литературы. Это мы узнаем позже. А на первых порах мы получили от куратора то, что нам было очень необходимо: добрую улыбку, домашние встречи с пирогами, моральную поддержку при сдаче первой, самой сложной сессии.
Сейчас я понимаю, что педагоги кафедры сами были очень молоды: тридцати–сорока лет. Для них преподавание в высшей школе было делом новым, чрезвычайно интересным, которому они отдавались со страстью. Кроме заботы о нас, чтения лекций была ещё и работа над диссертациями, написание статей и пр. У многих из них за плечами был опыт работы в детских библиотеках.
Сравнительно недавно в школах введена должность библиотекаря-педагога. Вот только пока не ясно, кто сможет обучить этих специалистов всем премудростям, тонкостям педагогики детского чтения, есть ли у нас эти ресурсы. А нас в те далёкие годы этому учили. Не только возрастной педагогике, психологии восприятия ребёнком текста, но и, что самое главное, собственно детской литературе: отечественной и зарубежной, художественной и научно-популярной. И. А. Свирская, А. Н. Акимова, Л. Брауде, Г. И. Позднякова… Им отдельные слова благодарности за то, что помогали нам анализировать тексты, обращать внимание на каноны классической литературы и замечать новации.
Нас вообще учили очень многому! Чего стоило, например, научиться правильно написать аннотацию к детской книге! Увлекательно и без назиданий!
А плакатное дело? (Сейчас об этом предмете вспоминаю с улыбкой, но в 70–80-е гг. XX века эти умения были нужны.)
И ещё одно воспоминание об уроке, преподнесённом Натальей Николаевной Житомировой. Произошло это во время практики по предмету «Выразительное чтение» (кажется, он назывался именно так). В одной из детских библиотек Ленинграда нам было предложено по очереди перед детской аудиторией прочитать текст из детских книжек. Аудитория большая, шумная… Наши попытки завладеть вниманием детей ни к чему не приводили. И тогда «на сцену» вышла Наталья Николаевна. Вводные фразы, шутка в адрес читателей, их отклик на вопросы. А потом — собственно чтение текста. Это был высший пилотаж. И — наглядный урок, как надо и что нужно, чтобы дети тебя услышали. И не только тебя, но вместе с тобой постигали красоту текста, содержание рассказа. Это далеко не мелочи, это один из «китов», на котором стоит работа с читателем-ребёнком.
Несомненно, в памяти лучше всего сохранились эпизоды введения в профессию педагогами-специалистами нашей кафедры. А ведь были ещё удивительные лекции В. М. Акимова, на которые, если они совпадали с основным расписанием, наши студентки сбегали! Ну, а как не вспомнить занятия, проводимые Н. Н. Масленниковой, В. Я. Гречневым, С. А. Рейсером, И. Ф. Смольниковым и многими, многими другими преподавателями института, ныне — университета, которые помогли нам стать профессионалами?
…Когда я писала эти небольшие заметки, заглянула в интернет в надежде найти биографию Н. Н. Житомировой. Увы… Только краткое упоминание её имени на сайте Кафедры литературы и детского чтения — странного, с моей точки зрения, гибрида, существующего сейчас в структуре библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ… Самой истории бывшей Кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми нет. Нет и истории бывшего Отделения детских и школьных библиотек. Ещё раз, увы…
Почему так происходит? Почему во многих вузах культуры страны эти отделения, кафедры закрылись? Глобализация на российский манер? России не нужны профильные специалисты в области педагогики детского чтения? Может быть, это действительно так? Не нужны профессионалы, нет необходимости их готовить? Не нужны специализированные детские библиотеки, количество которых с невероятной скоростью в связи с оптимизацией сети в целом учреждений культуры сокращается? Отчего же тогда в ряде зарубежных стран открываются, строятся детские библиотеки? Почему так упорно говорится о кризисе чтения в стране, почему эта мысль многократно тиражируется СМИ? Несмотря на профессиональную горечь по поводу состояния библиотечного обслуживания детей в России, я наблюдаю иное: увеличение количества родителей, приходящих в нашу библиотеку с детьми. Вводящих их с помощью библиотекарей в мир литературы. И если чего-то и не хватает в детских библиотеках сейчас — так это ресурсов (кадровых, фондовых и иных), чтобы поддержать эти новые тенденции. Особенно это актуально для сельских библиотек, в которые, порой, за год не поступает ни одной детской книги, не говоря уже о детской периодике.
Вселяет некоторую надежду «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы», принятая Указом Президента РФ 1 июня 2012 года.
В ней проговаривается необходимость осуществления системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек. Чрезвычайно сложная позиция в связи с ФЗ №131 о разделении полномочий бюджетов разных уровней! Это с одной стороны. А с другой — любая библиотека, и детская прежде всего — держится на главном ресурсе: грамотных профессионалах своего дела. То, что мы на уровне подготовки в вузах культуры в значительной степени уже потеряли.
Так не пора ли нам, оглянувшись на прошлое, пересмотреть систему основного и дополнительного образования специалистов детских библиотек? Давайте посмотрим, что происходит. В федеральных образовательных стандартах основной школы чтению и умению работать с текстом отводится немалое место. Специализированные кафедры в вузах культуры, готовящие детских библиотекарей, «оптимизированы». В новых стандартах педагогических вузов и университетов часы на изучение детской литературы для будущих педагогов начальной школы сокращены до абсолютного минимума! Впрочем, в разы сокращено в программах и количество часов для изучения отечественной и зарубежной литературы. Как такое могло произойти? Ведь именно в раннем детстве закладываются ребёнку главные навыки, которые позволят ему учиться и постигать азы наук! Среди них умение работать с текстом (традиционным и на электронном носителе) — на первом месте!
Так быть не должно! Будущее любого государства будет ровно таким, какие инвестиции мы вложим в сегодняшнее Детство. Это постулат, пренебрежение которым означает угрозу существованию нации. Давайте подумаем об этом!
Наталья Степановна Волкова, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина, Председатель Секции детских библиотек РБА

