Свободная личность в Книжной Вселенной

ЦДБ Невского района Санкт-Петербурга была открыта в 1919 г. и за эти годы не раз меняла адреса. В здании на проспекте Большевиков она находится с 1986 г. Косметический ремонт в 2000 г слегка обновил её облик, а вот капитальный ремонт в 2012 г. кардинально изменил образ библиотеки.
Разработке дизайн-проекта предшествовал длительный период, в течение которого мы пытались осмыслить, какую библиотеку мы создаём, какие приоритеты выбираем в работе, что для нас является первичным: функция или смысл. Деловая игра с коллективом библиотеки по разработке концепции её развития на ближайшие пять лет оживила наш мыслительный процесс и внесла элемент состязательности. Активно и заинтересованно обсуждали все участники игры проект каждой из четырёх групп. Предварительно я познакомила библиотекарей с современными подходами к архитектурно-планировочным решениям при проектировании зарубежных библиотек, организации библиотечного пространства в библиотеках Европы и Санкт-Петербурга. Включённость в это творческое действо практически всего коллектива, на мой взгляд, чрезвычайно важно.
Принятая для разработки дизайн-проекта концепция окончательно сформировалась на стадии общения с петербургским архитектором И. Д. Грейсом. Итак, дизайн-проект воплотил концепцию развития библиотеки, в основу которой положена идея о том, что библиотека — это целая Вселенная. Нас вдохновили высказывания одного из величайших писателей XX века — Хорхе Луиса Борхеса: «Если каждая книга — это изменчивый мир, хранящий в себе множество разных смыслов, то хранилище многих книг — это, конечно же, целая Вселенная. Как любая вселенная, Библиотека бесконечна в пространстве».
И действительно, детское воображение легко воспримет пространство библиотеки как космическое. Освоив его, которое, ребёнок узнает радость чтения. Пространство выступает как открытый к общению с ребёнком мир, в котором Книга и Чтение являются центром Вселенной, поэтому и структурные подразделения библиотеки получили нетрадиционные названия: «Космодром весёлых игр», «Планета маленького принца», «Орбита творчества», «Созвездие знаний», «Космический навигатор», «Центр межгалактических контактов»…
До ремонта библиотека состояла из множества изолированных помещений: отделы обслуживания по возрастам, вся площадь которых была заставлена стеллажами, и ещё более тесные запасники. Крайне непривлекательная основа для воплощения наших идей. Нам хотелось следовать общемировым тенденциям в организации библиотечного пространства, ориентированным на ликвидацию барьеров, расширение границ, создание условий, позволяющих гибко чередовать различные виды культурно-познавательной деятельности в структуре одного объекта. Мы поставили перед архитектором задачу: создать открытое, полное света пространство, в котором гармонично сочетаются и традиционные, и электронные носители информации, читатель чувствует себя свободно и комфортно. К сожалению, нас ограничивала планировка помещений, в которой было много несущих стен. Мы соединили некоторые помещения, демонтировав стены, а там, где это было невозможно, устроили арочные проходы.
Итак, заглянем в Книжную Вселенную. С улицы читатель попадает в маленький тамбур, где можно припарковать велосипед, коляску, мопед; затем в просторный вестибюль, в котором расположена «главная» кафедра (а не гардероб), что сразу же вводит читателя в контекст библиотеки. Такое решение в русле современных подходов к организации библиотечного пространства подтвердило в дальнейшем тесную взаимосвязь формы и смысла: вынеся сюда кафедру и сосредоточив здесь технические процессы (запись читателей, приём книг, знакомство с правилами пользования), мы изменили привычную схему обслуживания читателей. Свободные от этой работы библиотекари в каждом подразделении могут теперь больше внимания уделить читателям. Но главное не в продолжительности их общения, а в его качестве. Ликвидировав барьер (кафедру), жёстко регламентировавший многие годы роли библиотекаря и читателя, мы сократили дистанцию между ними, смягчили вертикаль отношений, и диалог, в котором столь важны профессиональные и личностные качества библиотекаря, стал всё чаще звучать в обновлённом пространстве. Далеко не каждый библиотекарь был к этому готов. С другой стороны, погрузив коллектив в свободную комфортную среду, новое пространство побудило сотрудников к творческому поиску.
Поспешим за подростком раздеться в гардеробе (можно воспользоваться индивидуальным шкафчиком) и отправимся на «Планету маленького принца». Мы не воспроизводили планету из сказки
А. де Сент-Экзюпери, нам важен был любимый герой многих поколений. Подростку нравится выбирать книжки в стилизованном под средневековый замок пространстве, наблюдать за обитателями живого уголка, почувствовать себя юным астрономом, заглянув в телескоп.
Маленький читатель с родителями или со старшим братом (сестрой) спешит на «Космодром весёлых игр». Для него чтение — это труд, даже если он не умеет читать сам, а слушает чтение старших, поэтому в одном пространстве мы можем видеть и классические стеллажи с книжками, и необычные эллипсовидные с книжками-игрушками (зона чтения), и качели с горкой (игровая зона).
Многофункциональна «Орбита творчества»: комбинируя мебель, мы превращаем её в театрально-концертный зал, мастер-класс, лекционный зал, помещение для интеллектуальных игр и прочих событий. Это ключевая площадка в развивающей среде библиотеки.
Направляемся к лестнице, ведущей на второй этаж.
Лестница — сугубо функциональное конструкция, но, одев её ступени в красивый материал, стены в светлый мрамор, заменив глухие ограждения прозрачными, мы если и не сделали её украшением интерьера (довольно узкое пространство), то несомненно, облагородили его.
Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в «Книжную Галактику»: сферу обитания старшеклассников и взрослых читателей. Она предлагает им широкий репертуар информационных ресурсов: книги, периодику, мультимедийные издания и сервисные услуги. Зонируя пространство с учётом читательских интересов и формата общения, мы предусмотрели места для групповой работы и индивидуального общения с книгой. Читательские предпочтения были учтены и при выборе мебели. Например, в зоне для «чтения с удовольствием» — детективов, фантастики, любовных романов, периодики — предусмотрены уютные мягкие диваны; самой зоне отведено камерное, хотя и не замкнутое пространство.
Через площадку читатель попадает в следующий зал «Книжной Галактики», отведённый исторической и краеведческой литературе. Ваше внимание сразу привлекают полукругом расположенные книжные стеллажи — «орбиты истории». Они зрительно подчёркивают главную концепцию зала: «Знание уроков прошлого — залог успешного старта в будущее». Максимальное раскрытие фонда краеведческой литературы, удобный подход к стеллажам, словно вовлекающих читателей в свою «орбиту», привели к тому, что возрос интерес к литературе данной тематики.
«Космический навигатор» объединяет мультимедийный зал, пространство для проведения небольших мероприятий и места для работы со справочной и энциклопедической литературой. Ранее здесь был традиционный читальный зал, в последнее время всё чаще пустовавший. Благодаря сочетанию различных источников информации, предоставлению сервисных услуг это помещение стало многофункциональным и активно посещается.
Следующее помещение — «Центр межгалактических контактов» — было предусмотрено при проектировании библиотеки для Центра чтения, созданного в 2009 г. и не имеющего своего места. Это отдельное помещение, где свободно размещены информационные ресурсы по проблемам чтения и новые поступления. Лёгкая модульная мебель, позволяющая изменить пространство в зависимости от формата мероприятия. Здесь же собираются подростки-волонтёры, участники нового проекта библиотеки «Успешный старт: волонтёры чтения».
Весь книжный фонд библиотеки расставлен свободно, радует новой литературой. Причём, у читателя складывается впечатление, что только в этой библиотеке так много новинок. Секрет прост: они не теряются среди старых и ветхих изданий. Освободив книжный фонд от подобной литературы, мы полностью открыли его для читателей. Если до ремонта в открытом доступе находилось менее 50% книжного фонда, то сейчас доступно 80% (остальное — это дублетные экземпляры).
Как вы успели заметить, читатель беспрепятственно путешествует по Книжной Вселенной, переходя из развивающей зоны в зону досуга, из зоны концентрированного внимания в зону релаксации. Выберет ли он книгу, журнал, диск, интернет-ресурсы, примет ли участие в мероприятии; предпочтёт кресло в небольшой компании, мягкий диван или уединённое оранжевое кресло — решать ему: он на своей территории. «Своя» территория привлекла за год работы после ремонта около 2 тысяч новых читателей, увеличилось на 4% количество читателей от 15 до 24 лет, на 2% — количество читателей старше 24 лет.
Развёрнутая метафора Вселенной, яркий дизайн, открытое и мобильное пространство, способствующее развитию диалога, создают «новую образность» *, столь привлекательную для детей и взрослых.

Татьяна Ивановна Новикова, главный библиотекарь Центральной районной библиотеки им. Л. С. Соболева СПБ ГБУ «Невская ЦБС», член правления Петербургского библиотечного общества, член постоянного комитета Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» Российской библиотечной ассоциации, заслуженный работник культуры, Санкт-Петербург

* Матлина С. Г. «Как слово наше отзовётся»: диалог в библиотечном пространстве / С. Г. Матлина // Социолог и психолог в библиотеке: сб. статей и материалов. Вып.VIII // РГБМ; ред.-сост. М. М. Самохина. — М., 2012. — С. 75.