Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки*

Почему библиотеке так важно вести работу в социальных медиа? В условиях, когда растёт число удалённых пользователей, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями, активно позиционировать библиотеки, продвигать их услуги, чтение и книги на различных социальных медиа-площадках.
Сегодня услугами интернета пользуется каждый третий россиянин, а вовлечённость российской аудитории в социальные сети — самая высокая в мире.
Что же такое социальные медиа? Даже само их определение ещё не устоялось. Можно сказать, что это набор онлайн-технологий, позволяющих пользователям общаться между собой, делиться мнениями, новостями, информацией, материалами. Социальные медиа — наиболее динамично развивающаяся среда. Постоянно происходит интеграция платформ: упрощённая авторизация пользователей социальных сетей на других ресурсах, кросспостинг, возможность размещать анонсы из различных источников в блогах и социальных сетях и т. д. Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа: использовать блоги, хостинги для размещения изображений и видео, социальные сети,.
Блог является «неофициальным лицом» библиотеки. Он удобен для предоставления оперативной информации, служит элементом рекламы библиотеки и интерактивной связи с читателями. Если библиотечные сайты выполняют такие функции, как информационная, кумулятивная, навигационно-поисковая, ориентирующая, коммуникативная, то у блогов можно выделить функции самопрезентации, саморазвития и/или рефлексии, коммуникативную, развлечения, мемуаров. Блоги отличаются доступностью, относительной лёгкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия. В них можно опубликовать не только текст или фотографию, но и презентацию, аудиозапись, видеоролик, брошюру. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или сообщество.
В отличие от официального сайта библиотечных блогов может быть несколько, они могут различаться по тематике. Например, ЦБС г. Арзамаса Нижегородской области ведёт три блога:
• «Библиомания» рассказывает о самом интересном, что происходит в библиотеках, о чтении и книгах, интернете и социальных сетях и многое другое;
• «Одиннадцатый» — краеведческий блог. Он представляет уникальный музей арзамасской катастрофы, созданный в библиотеке-филиале №8;
• «Маматека» — семейный блог, интересный и полезный прежде всего мамам. Каждое сообщение в нём заканчивается рекомендацией книг из наших фондов.
В Научной библиотеке университета Удмуртского государственного университета в дополнение к сайту поддерживаются два блога:
«Библиорелакс». Его ведущие показывают, что говорить о работе библиотеки и о книгах можно «не в лоб», а между делом. «Жизнь не должна уподобляться постоянно повторяющейся мыльной опере. Если вы обнаружили, что застряли в одной и той же рутине, сделайте что-то другое. Смена места и физическая деятельность поможет вам расслабиться и уйти от монотонности и разочарования обыденностью». Отличительной особенностью блога является отсылка во многих постах к электронному каталогу, например, сообщение «Пророческие сны — по знакам зодиака» заканчивается словами: «Разгадать сны Вам помогут толкователи снов из фонда НБ УдГУ» — и переходом на библиографическую справку.
«Обработка». Блог отдела научной обработки документов НБ УдГУ включает страницы «Основы информационной культуры», «Э-метрики», «Страничка каталогизатора», «Нормирование труда».
Примером использования коммуникационных средств социальных медиа в образовательных целях является блог «Информационная эвристика». Он создан для информационной поддержки одноимённого учебного курса, проводимого сотрудниками НБ Уральского государственного университета им. А. М. Горького для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Материалы блога могут быть использованы в программах учебных дисциплин для студентов, включающих тематику поиска, отбора, оценки и использования информационных ресурсов. Учебно-методический комплекс блога состоит из программы курса, электронных презентаций, лекций, дополнительных материалов и полезных ссылок, а также итогового теста, оценивающего уровень знаний по данной дисциплине.
За последнее время возросла роль одного из самых популярных сервисов микроблогов — «Твиттера». Он удобен как источник оперативной лаконичной информации. Несколько советов, что может быть в библиотечных «твитах»:
• Ссылки на полезный материал, который опубликован на вашем или стороннем ресурсе
• Поздравление читателей с праздником
• Анонс (приглашение, ссылка) мероприятия, которое может заинтересовать ваших читателей
• Профессиональный совет или рекомендация
• Ссылка на новость, которая касается библиотечной деятельности
• Сообщения об изменениях на вашем ресурсе
• Ответы на «твиты» пользователей, чьи ленты вы регулярно читаете
• Сообщение об интересном факте
• Ссылка на интервью с интересным человеком
• Запрос на читательское мнение о конкретном событии
Одним из самых популярных и востребованных средств коммуникации являются социальные сети. Всемирным лидером является социальная сеть «Фейсбук», в России наибольшей популярностью пользуется «ВКонтакте». Социальные сети разрушают границы — это их главное достоинство.
Присутствие библиотеки в социальных сетях уже не мода, а необходимость. Здесь библиотека может публиковать новости (причём не только из жизни библиотек), знакомить с новыми поступлениями и интересными материалами, оперативно отвечать на вопросы пользователей, проводить опросы, делиться фотографиями и видеоматериалами и т. д. Возможности социальных сетей для приглашений на мероприятия позволяют моментально получить обратную связь, обменяться комментариями, быть в курсе событий. Но самое главное — библиотека будет общаться со своими реальными и потенциальными читателями в привычной для тех среде, станет доступной даже в мобильном телефоне.
Развитие социальных сетей помогает библиотекам установить самые неожиданные партнёрские связи. Например, в одной из последних публикаций прозвучало предположение, что одним из вариантов развития «ВКонтакте» «может быть интеграция сервиса в систему библиотеки вузов. В этом случае речь может идти о создании почвы “для коллективного разума” и расширении сферы “общественного достояния”».
Для продвижения библиотеки в виртуальной среде важно делиться разнообразным контентом, используя другие сервисы. Например, среди мультимедийных сервисов наибольшее распространение получил видехостинг YouTube. Свои каналы здесь имеют многие библиотеки, в том числе и наша. Чаще всего размещают сюжеты о различных аспектах деятельности, самостоятельно созданные ролики о книгах и писателях, записи с конференций и библиотечных мероприятий. Библиотеки уже оценили преимущества YouTube — огромная аудитория, возможность «вирусного» распространения, наличие пользовательских комментариев.
Интеграция социальных медиа и библиотечного сайта позволяет привлечь новых пользователей на ресурс и открывает новые возможности для распространения контента. Для этого нужно добавить на сайт кнопки социальных медиа, которые дадут пользователям возможность делиться впечатлением и материалами. Ресурсы можно объединить ссылками друг на друга, анонсами публикаций.
Социальные медиа — среда для партнёрства и диалога. Они являются экономичным и эффективным способом изучения мнений о библиотечных услугах, формирования положительного имиджа, налаживания коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями. Независимо от того, что вы начнёте использовать в продвижении библиотеки — социальные сети или библиотечный сайт с «налетом социальности», — важно начать диалог и обмен информацией между пользователем и библиотекой.

Ирина Николаевна Огнева, заведующая методическим отделом Центральной городской библиотеки им. А. М. Горького, г. Арзамас Нижегородской области

* Доклад на III Международной научной конференции молодых ученых и специалистов, Минск, 1–2 ноября 2011 г.

Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность / под ред. П. Годвина, Дж. Паркера. — СПб.: Профессия, 2011. — 238 с.
Вебер Л. Эффективный маркетинг в интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 320 с.
Далворт М. Социальные сети. Руководство по эксплуатации. — М.: Добрая книга, 2010. — 248 с.
Засурский И. Эластичный рынок // Частный корреспондент [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/elastichnyj_rynok_25072
Огнева И. Из опыта отечественного блогостроительства // Библиотечное Дело. — 2011. — № 6. — С. 16–18.
Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. — 336 с.
Пурник А. От Библиотеки к Библиотеке 2.0 // Библиотечное Дело. — 2011. — №6. — С. 6–9.
Социальные медиа в 2011 году: исследовательский отчёт от Nielsen // AIN.UA — Интернет-бизнес в Украине / Агентство Интернет-новостей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ain.ua/2011/09/26/59554
Фёдоров А. Нужен ли библиотечный блог? // Библиотечное Дело. — 2011. — №8. — С. 9–11.
Шелепаева А. Х. Образовательные возможности социальных сетей // Открытое и дистанционное образование. — 2011. — №2 (42). — С. 64–69.