Тот факт, что сегодня информация является важной составляющей нашей жизни, не вызывает сомнений. Но какое воздействие информация оказывает на нас, библиотекарей?
Если говорить о воздействии информации на специалистов библиотечного дела, то, на мой взгляд, можно выделить два момента. Влияние на профессию в целом. Информация возникает и распространяется стремительно, становится всё сложнее и сложнее её отбирать и усваивать.
Влияние на каждого отдельного библиотекаря. Сотрудник современной библиотеки должен овладевать новыми навыками и идти в ногу со всеми последними наработками для того, чтобы иметь некие преимущества перед пользователями. Если такового преимущества у нас не будет, они начнут смотреть на нас как на нечто бесполезное, а то и вовсе забудут о нашем существовании.
Существуют ли другие профессии, кроме профессии библиотекаря, которые меняются и развиваются столь же быстро? Сильно сомневаюсь. В своей ежедневной работе мы практически на каждом шагу сталкиваемся со сложными задачами и проблемами. Новые информационные технологии, новые форматы, новые пути коммуникаций, новые способы управления информацией — всё это оказывает влияние и на наши взаимоотношения с пользователями и поставщиками информации, и на спектр библиографических услуг, и на наш общественный имидж. Кроме того, новые информационные технологии предлагают новые способы управления библиотечными ресурсами. Эти изменения происходят постоянно, стремительно, влекут за собой стресс, но в итоге содействуют реализации нашей главной задаче — отбору информации, повышению её доступности для тех, кто в ней нуждается.
Библиотекари пытаются управлять огромным объёмом информации, и от этого земля уходит из-под ног. Как мы можем преобразовать нашу профессию, наши навыки, знания и опыт в условиях утраты библиотекой монополии на информационном рынке и роста информационной компетентности и самостоятельности пользователей, в условиях, когда Википедия рассматривается как основной авторитетный справочник, в котором сделана попытка заложить глубокий смысл в птичьем лепете из 140 букв или меньше? Наша задача как профессионалов заключается в том, чтобы наилучшим образом организовать свою работу. Мы должны знать, как и где находить информацию, в каком виде её лучше предоставлять пользователю. Требуется повышать уровень знаний библиотекарей, их квалификацию.
На уровень профессиональных знаний сотрудников сильное влияние оказывают информационные перегрузки. Мы испытываем мощный психологический прессинг от осознания того, что должны идти в ногу со временем, а в противном случает нас спишут как пережиток прошлого. Мы должны, как Алиса в Стране Чудес, бежать в два раза быстрее лишь для того, чтобы остаться на месте.
К счастью, мы можем определить наши информационные потребности и найти способы их удовлетворения. Начальное библиотечное образование не может охватить всё то, что нам необходимо знать. Сегодня преподаватели обсуждают проблему, как соблюсти баланс между обучением теоретическим основам и обучением практическим вещам, тому, что диктует сама профессия. Старший лектор Университета Южной Австралии в Аделаиде г-жа Sue Myberg утверждает: «Очень хорошо, если между библиотечно-информационным образованием и практикой нет противоречий. Задача преподавателей … познакомить “новичков” библиотечного дела с основами профессионального образования». Думаю, следует признать: подобное противоречие всё же существует, но оно не должно влиять на учебную программу. Теоретическая подготовка крайне важна для дальнейшего развития нашей профессии. Мы должны акцентировать наше внимание на совершенствовании теоретической базы, развитии критического мышления, гибкости, способности к анализу, умению вырабатывать прогрессивный подход. Что ещё нам следует делать?
Должен ли выпускник библиотечно-информационного факультета уметь создать веб-сайт? Может быть. Должен ли он уметь загружать документы на веб-сайт и поддерживать его? Возможно. Как насчёт создания блога для подростков, посещающих библиотеку? Или разработки библиотечной странички Facebook? Или возникшей проблеме пользователя при введении пароля? Или разработки обмена текстовыми сообщениями для справочной службы? Вполне вероятно. Должно ли приобретение этих навыков превалировать над такими, как уточнение запроса или каталогизация, теория организации информации, информационная грамотность, да и любым другим из десятка прочих «традиционных» знаний и навыков? Конечно, нет.
Мы не можем позволить себе отслеживать всё многообразие приёмов управления и обработки информации, но очень важно приобрести устойчивую теоретическую базу, понимание того, как информация создаётся, распространяется, управляется и используется; как она влияет на людей и как они пользуются ею. Особое значение приобретает понимание важности непрерывного профессионального развития — во-первых, как способа поддержания на должном уровне нашего личного знания, а во-вторых, как способа совершенствования новых навыков, возникающих по мере изменений информационного окружения.
Стремимся ли мы быть современными во всём? Нет, и это не нужно. Жизнь меняется, и мы должны акцентировать своё внимание на том, что мы можем делать, а не останавливаться, как кролик, ослеплённый светом фар от машин, приближающихся к нему по информационной магистрали. На самом деле это уже не просто магистраль, а целая дорожная сеть, полная запутанных развязок и не имеющая никаких правил движения.
Профессиональные навыки помогают библиотекарям критически мыслить, анализировать, оценивать. Эти навыки позволяют нам планировать, как справиться с избытком информации, как выделить главное для развития нашей профессии и задавать темп происходящим переменам. Давайте оценим наши индивидуальные потребности в информации и отберём то, что будет наилучшим образом отвечать этим требованиям. Самый простой способ: создайте список наиболее интересных для вас вопросов или средств и уделяйте на их освоение 15 минут раз в неделю. Используйте собственный RSS-канал**, проект Gutenberg (электронная универсальная библиотека, на книги которой больше не распространяются авторские права), Library Thing или тематические электронные рассылки, новостные сайты или блоги. Вы сами можете определить, какие сайты вам нужны — “Research Buzz”, “Resource Shelf” или “Library Link of the Day”. Их тысячи!
Давайте выбирать области нашей компетенции и развивать их.
Давайте учиться говорить на языке тех, кто использует информацию и пользуется её преимуществами.
Давайте использовать наши знания для дальнейшего развития своих навыков и приобретения новых знаний, давайте бросим себе вызов и выйдем из зоны комфорта.
Давайте не будем так сильно волноваться по поводу грядущих перемен и того, что мы можем оказаться недостаточно к ним подготовлены.
Сделайте попытку — станьте информированным библиотекарем!
Автор — Аманда Косхам, старший преподаватель Школы информации и социальных наук Открытого политехнического Института Новой Зеландии, бакалавр прикладных наук, главный лектор по информационно-библиотечным дисциплинам. Профессиональные и научные интересы — повышение квалификации, руководство аспирантами, вопросы каталогизации и классификации, текущего анализа услуг, учёта, отчётности и управления информацией. Аманда Косхам является членом редакционного совета “New Zealand Library and Information Management Journal” и работает в качестве консультанта по управлению информацией.
Переводчик — Лидия Прокулевич, к.б.н. Работает главным библиотекарем отдела международных связей Национальной библиотеки Беларуси. Область интересов — международный обмен опытом, и, в частности, особенности организации открытого доступа.
* Опубликовано http://www.informedlibrarian.com
**Really Simple Syndication (RSS) — формат для распространения и сбора контента из источников в интернете, в том числе газет, журналов и блогов. Веб-издатели используют RSS для создания и распространения новостных каналов, которые включают ссылки, заголовки и резюме

