С чего начинается Родина? Парадоксы патриотического воспитания

Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека.
Э. Стивенсон1

О патриотизме говорят много и часто, но понимаем ли мы, что подразумеваем под этим словом, что именно мы зовём любовью к Отечеству, и как именно эта любовь должна проявляться?
В середине 1990-х годов, когда встречи с иностранными гражданами стали для нас не то чтобы привычным, но, в целом вполне рядовым явлением, один из немецких коллег сказал удивительные слова: «Вы, русские, очень странные люди. Вы всё время ругаете свою страну. И пока вы это делаете, в вашей стране ничего не изменится». В те времена жёсткого индивидуализма, пришедшего на смену безудержному коллективизму советских времен, эти слова как-то не вписывались в ту картину мира и звучали обидно. Ведь «люблю Россию я, но странною любовью». Но слова запомнились — может быть, потому, что в них очень ясно была сформулирована, вся противоречивость нашего отношения к Родине, а значит, и к патриотизму. Сегодня, в преддверии повода — Года русской истории (а мы ведь любим делать всё по поводу) можно снова поразмышлять над патриотизмом и патриотическим воспитанием.
Определений патриотизма существует огромное множество. Например, профессор В. И. Лутовинов выделяет шесть различных подходов к этому понятию: от важнейшего качества личности, необходимого этапа её развития — до так называемого «государственного» патриотизма, когда объектом этого чувства выступает именно государство, от чисто эмоционального чувства — до целенаправленной деятельности.2 Но все подходы и определения сходятся в одном: патриотизм — это, прежде всего, чувство любви к Родине.
Уже тут проявляется первый парадокс. Родину, как и родителей не выбирают (не случайно это однокоренные слова). Должна ли эта любовь быть безусловной, на уровне рефлексов или инстинктов? Если да, то почему в нашей русской истории и культуре (литературе в частности) так много нелюбви к Родине? От классического: «Прощай, немытая Россия», через герценовских «проклятых» русских офицеров и «гнусных» русских солдат, большевистские призывы к поражению в Первой мировой войне — к современному цитированию С. Джонсона о том, что «патриотизм — это последнее прибежище негодяев» и передёргиванию Шевчука: «Родина! Пусть кричат: “Уродина!”? Если же любовь не должна быть безусловной, то на каких условиях Родину можно любить: за богатство, силу, чувство защищённости (и кто его должен для нас создать?) или ещё за что-то?
Парадокс второй. Если внимательно посмотреть на то, на каких примерах мы пытаемся воспитывать чувство патриотизма, то можно заметить, что большая часть примеров для подражания — герои войн. Знаменательные даты — Дни воинской славы. Несомненно, роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т. д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Можно согласиться с русским философом И. А. Ильиным: «История России есть история её самообороны: потому она и провоевала две трети своей жизни»3, но история какого народа не связана с войнами? К счастью, войны случаются не каждый день, а что делать в скучные трудовые будни? Существует Федеральный Закон о «Днях воинской славы России», но нет такого закона о днях трудовой славы страны.
Мы с лёгкостью вспоминаем имена военачальников, героев войны, но с трудом можем назвать сограждан, упрочивших богатство страны своим ежедневным трудом. А ведь такие есть. Вот только говоря о патриотическом воспитании, мы, как правило, о них не вспоминаем, но ведь патриотизм это не только абстрактное чувство любви к Родине, он доказывается не словом, а делом. О деятельностной стороне патриотизма, мы вспоминаем крайне редко, говоря, как правило, о службе в армии, защите Отечества, но никогда — о ежедневном труде. При этом одновременно говорим о «воинствующем патриотизме», возрастании агрессивности в обществе, националистических тенденциях и т. д.
Сложность и многогранность процесса патриотического воспитания не подлежит сомнению. Даже в те времена, когда слово «воспитание» в работе библиотек практически по всем направлениям было заменено на «просвещение» (экологическое просвещение, правовое просвещение и т. д.), это направление оставалось воспитательным. Ведь именно оно — при правильной постановке работы — может включать в себя все остальные, и прежде всего, правовое воспитание. Право — это ещё один аспект взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, человека и его Родины. Патриотично ли исполнять законы своей страны, противоречащие общечеловеческой морали? Является ли проявлением любви к Родине борьба за изменение её законов? Какие законы важнее мировые или законы отдельной страны? Отличаются ли по сути права человека и права гражданина и могут ли они противоречить друг другу? Вот только несколько вопросов, связывающих право и патриотическое воспитание. Можно ли воспитать уважение к законам своей страны у тех, кто ежедневно видит нарушения этих законов — начиная с попыток без билета проехать на общественном транспорте и заканчивая более глобальными преступлениями, часто остающимися безнаказанными, а следовательно, привлекательными? В этом ещё один парадокс сегодняшнего патриотического воспитания — расхождение деклараций и реальной действительности.
Следующий неоднозначный аспект в формировании чувства патриотизма: пожалуй, ни одно другой понятие не связано с таким множеством других «…измов» — интернационализм, шовинизм, национализм, космополитизм и т. д. Не все из этих понятий имеют положительное значение, но они легко подменяют друг друга, если была допущена ошибка в воспитании. Именно это накладывает на всех, так или иначе причастных к формированию чувства патриотизма, особую ответственность. Как бы нас не уверяли, что от нас мало что зависит, как бы мы сами не старались себя в том убедить, это не так. Именно мы создаём сегодняшнюю действительность, ежеминутно делая выбор; нам не дано изменить прошлое, но мы можем изменить будущее, а значит, ответственность полностью лежит на нас.
«Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» — такое определение даёт Государственная программа по патриотическому воспитанию целям, задачам, методам этого процесса.4 Таких программ в истории России было уже несколько, считается, что каждая заканчивается не без успеха.
Библиотеки исторически (да и по своему духу) принадлежат к числу организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, вот только можно ли воспитать патриотизм на основе только литературы и достаточно традиционных форм работы? Хотя, наверное, неслучайно И. А. Ильин в своей концепции национального воспитания рекомендовал обогащать детей следующими сокровищами и в следующей последовательности:
1.Язык
2. Песня
3. Молитва
4. Сказка
5. Жития святых и героев
6. Поэзия
7. История
8. Армия
9. Национальная территория
10. Хозяйство
Как видим, семь пунктов из десяти имеют то или иное отношение к литературе. Именно эту концепцию можно положить в основу построения работы по патриотическому воспитанию.
Успех патриотического воспитания, например, в библиотеках, да и не только в них, во многом зависит от правильного подхода к нему. Мне кажется, что эта работа должна сегодня опираться на следующие принципы:
Систематичность и непрерывность. Патриотическое воспитание должно начинаться как можно ранее. Трудно представить внезапно вспыхнувшую любовь к Родине у уже сформировавшегося человека. Патриотизм начинается с любви к своей семье, своему дому, затем к своей школе. С возрастом эта любовь должна перерастать в любовь к своему городу или селу, к родной природе, к своим землякам, своему народу. И лишь созрев, это чувство может стать сознательной и самоотверженной любовью к своему Отечеству. При этом пропуск любого звена приводит к неудачному конечному результату.
Оптимистичность и деятельность. Сегодня необходимо сместить акценты в патриотическом воспитании с военно-патриотического (это не значит отказаться от него вовсе) на социально-патриотическое, которое подразумевает формирование активной жизненной позиции. При этом примеры для подражания необходимо использовать не только и не столько из военной истории страны, но и из мирного повседневного труда, причём чем более эти примеры будут приближены к реальной сегодняшней жизни каждого конкретного города или села, тем эффективнее они будут работать. Оптимистичность настроя обязательна, критика страны должна быть конструктивна и реальным выходом в действительность.
Опора на близкое и понятное, прежде всего на краеведческие материалы. Краеведение же позволяет и максимально включить школьников (да и дошкольников) в деятельность, связанную с патриотическим воспитанием. Это могут быть поисковые экспедиции (при этом не обязательно с выходом за стены библиотеки, можно искать в книгах, журналах и газетах, в интернете), встречи с людьми, живущими на соседней улице и на первый взгляд незаметными, но вносящими или уже сделавшие в прошлом вклад в развитие страны. Конечно, эта работа трудна и ответственна и сегодня очень часто делается формально, для галочки. Но изменить это можно только общими усилиями. Именно поэтому необходима реальная координация и кооперация усилий всех людей, так или иначе причастных к патриотическому воспитанию.
Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…»6
Наверное, этот организм заслуживает чувства благодарности каждого из нас.

    Светлана Михайловна Гришина, директор МУК «Берёзовская централизованная библиотечная система», доцент УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, кандидат педагогических наук, г Берёзовский

    1 Патриотизм // Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
    2 Лутовинов В. И. Российский патриотизм: история и современность // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusidea.ru/?part=76&id=674
    3 Баринов В. Концепция национального воспитания: (к 125-летию со дня рождения И. А. Ильина) / В. Баринов, К. Баринова // Воспитание школьников. — 2008. —№ 8. — С. 53.
    4 Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 годы: государственная программа // Российская газета — 2001. — 12 марта.
    5 Баринов В. Концепция национального воспитания // Воспитание школьников. — 2008. — №8. — С. 52–56.
    6 Цит. по: Бубекина Н. В. Патриотическое воспитание в детских библиотеках: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=141