На вопросы информационного координатора Новой специальной группы по профессиональным интересам ИФЛА Кати Шкляр отвечала Кортни Янг, Президент Американской библиотечной ассоциации в 2014–2015 годах.
Кортни Янг закончила Simmons College в августе 1997 г., получив диплом Магистра в области библиотечного дела. В сентябре того же года начала свою трудовую деятельность в должности библиотекаря, проработав в ней 16 лет. Она была избрана Президентом Американской библиотечной ассоциации (ALA) в 2014 г., став, таким образом, самым молодым специалистом на этом посту. Это доказывает, что современные библиотекари обладают достаточными знаниями и лидерскими способностями, чтобы возглавлять такую большую профессиональную ассоциацию, как ALA — а это более 55 тысяч членов в США и за рубежом.
Мы хотели бы услышать Ваши советы тем библиотекарям, которые, продвигаясь вверх по карьерной лестнице, думают стать руководителями. Что, по Вашему мнению, является необходимым условием для того, чтобы добиться стать успеха?
— Следует понимать, что для этого универсального способа не существует. К руководящей должности ведут множество путей, и то, что работает для одного человека, может не работать для другого. Любой человек, принимающий решение стать руководителем, нуждается в поддержке. Вы можете сказать «да», но чтобы взять на себя дополнительные обязанности, вам понадобится одобрение и со стороны непосредственного начальника, и со стороны семьи.
Совокупность интересов, желание упорно трудиться и рисковать, умение оценивать сотрудничество, уверенность в себе, способность к независимой работе, и, конечно, хорошее чувство юмора, можно смело считать ключевыми элементами. Думаю, сюда же можно отнести и терпение, но не в смысле «ожидания своей очереди». Следует также учитывать, что если вам необходимо что-то быстро сделать или изменить, то на решение отдельных вопросов у вас может уйти больше времени, чем вы предполагали. И ещё: изменить что-либо не означает совершить отдельное действие, поэтому, чтобы достичь поставленной цели вам понадобится время, помощь и поддержка.
Почему для руководящей должности в библиотечном деле возраст не всегда является главным фактором?
— Иногда и профессионалы с большим стажем работы оказываются в ситуациях, когда их многолетнего опыта недостаточно для того, чтобы быть успешными у себя в библиотеке или в библиотечной системе в целом.
Важно не забывать о том, что мы привносим в нашу работу свой профессиональный опыт, в котором ценным и важным является всё: разнообразие мысли, навыки, образование и т. п. Но случается и такое, что отсутствие опыта — это именно то, что нужно организации, от чего она может только выиграть. Помните, быть руководителем — значит непрерывно учиться и постоянно повышать свою квалификацию. Поскольку наша профессия изменилась и, соответственно, изменилась роль самих библиотекарей и других библиотечных специалистов, выросло число людей, для которых стало важным выполнять работу, аналогичную руководящей. Достаточно долго мы нанимаем на должность библиотекарей талантливых людей и хотим, чтобы все они стали лидерами. Возраст — это не всегда равные возможности.
Каковы Ваши взгляды на ценность совместной работы и сотрудничества?
— Мне кажется, сотрудничество является чрезвычайно важным, поскольку оно сильно влияет на выполнение нами необходимой работы. Мы поддерживаем связь с коллегами, поставщиками, издателями и общаемся с пользователями. Сотрудничество помогает нам напряжённо трудиться и в профессиональных ассоциациях. Нужно быть открытыми и гибкими, и хорошо представлять себе то, что изменить невозможно: например, свободу чтения или финансирование, от которого зависит выполнение проекта. Говоря о сотрудничестве, я допускаю наличие разных точек зрения у моих будущих коллег. Правда, это не всегда именно так. Я считаю, что совместная работа может быть успешной там, где есть специалисты, способные предлагать новые решения или инициативы, готовые пойти на компромисс, и понимающие, что мы все работаем на конечный результат.
Во время конференции ИФЛА-2016 Новая специальная группа по профессиональным интересам (New Professionals Special Interest Group), провела открытое заседание «Успешное падение в карьере библиотекаря — шаг назад на пути будущего роста, или просто нежелательный инцидент на пути к успеху?». Что Вы думаете о неудачах и что бы Вы сказали по этому поводу новым специалистам?
— Отличная тема для названия сессии! Хотя неудачам уделяется достаточно внимания, мне кажется, не следует забывать о том, что они могут нести немало преимуществ и сами по себе. Интересно, есть ли разница между неудачами и совершёнными ошибками, на которых можно было бы учиться? Вспоминая случившиеся в моей жизни и карьере неудачи, я оцениваю их как основу моего образования и некое подспорье в познании мира. В детстве я не сразу тогда, когда научусь хорошо кататься. Поэтому, несмотря на многочисленные падения, я продолжила тренировки и в итоге достигла своей цели, получив в подарок прекрасный велосипед!
Как у профессионала у меня тоже был реальный страх перед неудачами. Что, если мне, как и моим коллегам, не удастся найти то самое место, где учат эффективному предоставлению справочных услуг и консультированию по поводу обучающих курсов? Что, если отвечая за создание новой коллекции, я приобрету не те книги? Что, если кто-то узнает, что в своей работе я не всегда была полностью уверена в правильности того, что делаю?
Но я поняла, что для меня главное — перспективы. Я просто не думаю о вещах, которые не могу изменить, и делаю только то, что в моих силах. А иногда это просто нежелательные инциденты, поэтому важно научиться зализывать раны, и, отряхнувшись, идти вперёд. Естественно, у меня были трудности, но я использовала их как возможность для будущего карьерного роста. Для меня ключевой является фраза: «Когда закрывается дверь, открывается окно». И дело не только в том, что существует другой вход, а в том, что через стеклянные окна можно легко увидеть, что произойдёт дальше — будет ли светить солнце, пойдёт ли дождь, или будет дуть ветер. В зависимости от этого будет понятно, что именно понадобится: солнцезащитный крем, зонтик или пальто.
Говоря об успешных неудачах, я обязана сказать о важности и той роли, которую играет хорошая профессиональная сеть. Мне повезло быть частью этой полезной и благородной профессии. Мои коллеги не только добрые — они честные и справедливые.
На протяжении своей трудовой деятельности принимали ли Вы участие в волонтёрской работе? Какого типа и как долго? Как Вы считаете, помогло ли это Вашей карьере?
— С 1999 по 2002 г. я была членом Мичиганской Библиотечной Ассоциации, а потом председателем одного из её комитетов; затем членом Совета выпускников моего колледжа (2012–2015). С 2002 г. я являюсь членом ALA и Комитета Круглого стола Новых Членов (New Members Round Table, NMRT). Я также работала в Американской ассоциации библиотек колледжей и научных библиотек (ACRL). Была ответственным лицом в NMRT и Совете ALA, который позднее рекомендовал меня в свой Исполнительный Совет. Я абсолютно уверена, что именно эта работа помогла мне получить сегодняшнюю должность директора библиотеки университета в Penn State Greater Allegeny. На предыдущей работе у меня не было возможности проявить себя как управляющего и руководителя организации в широком смысле. Открываемые перспективы и возможный будущий успех также мотивировали меня на получение работы более высокого уровня.
Что Вы можете посоветовать библиотечным ассоциациям по привлечению на руководящие должности новых людей?
— Хотелось бы уточнить, что каждый может вносить свой посильный вклад в работу ассоциации. Создавайте новым и уже опытным членам ассоциаций пути и возможности получения руководящих должностей, и разъясняйте, каким образом они могли бы их использовать. Пока имеются должности, не в полной мере отвечающие уровню новичков, предоставляйте им конкретную информацию о том опыте, который, возможно, понадобится им для получения желаемой работы. Позднее они сами поймут, какой путь им лучше выбрать. Лидерство важно оценивать на всех уровнях. Часть членов ассоциации, не заинтересованная в должности президента, казначея или председателя одной из групп, всё-таки не прочь выполнять обязанности руководителя среднего звена. Мы должны не только принимать факт разобщенности новых членов, что признается даже хорошими ассоциациями, но и учитывать и подчеркивать важность этого в жизнеспособности организации. Одна часть новичков может привносить в работу ассоциации свой огромный опыт из других отраслей, тогда как другая — иметь лишь самое общее о ней представление. Поэтому важным является признание и понимание многообразия новых членов ассоциации.
Не могли бы Вы поделиться своим мнением о многообразии, существующим в нашей профессии?
— У меня есть неопровержимые факты в поддержку многообразия, равенства и введения в специальность, которые имеют большое значение в нашей профессии. Для нас особую важность представляют создание разнообразных и инклюзивных коллекций, разработка программ и кадровое обеспечение. Я часто подчеркиваю, что это актуально для всех тех, кто работает в библиотеках или стремится получить образование в информационно-библиотечной сфере, либо смежных областях. Библиотеки, оказывая большое влияние на сообщества, понимают и принимают важность многообразия, и создают среду, в которой приветствуются разные мнения.
Перевод Лидия Прокулевич, к.б.н., Национальная библиотека Беларуси

