Персональная учебная среда как система взаимообучения

Мир стремительно меняется. Это хорошо подтверждает так называемый закон Мура. Самый знаменитый закон в информационной среде, гласящий, что число транзисторов на кристалле микропроцессора увеличивается в два раза каждые два года.
В преддверии 95-летней годовщины развития библиотечного дела в городе Асбесте хочется и оглянуться назад, и заглянуть в будущее, и присмотреться к настоящему. Сегодня в библиотеке работать труднее, чем раньше (когда мы были молодыми), но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Библиотекарь — одна из лучших профессий на земле. И если в работу вкладывать душу и интеллект, то можно многого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя усилий по соблюдению меры и равновесия. Библиотекарь — это профессия, одной из функций которой является осуществление связи времен в истории человечества и вселенной.
Сегодня, оставшаяся в рамках традиционных форм работы библиотека, обречена на медленную смерть. Интернет и новые технологии являются не соперником, но партнером библиотеки в модернизации её деятельности, и без освоения современных интернет-коммуникаций, связанных с книгой и чтением, интернет-сервисов, участия в сетевых проектах, библиотека уже не может оставаться современной и востребованной пользователями. Картина чтения сегодня сильно изменилась. Нельзя говорить, что не читают совсем или читают мало. Это не так. Во всём мире интерес к чтению вырос. Задача библиотекаря — не остаться «за бортом». Чтобы пути читающей публики и библиотеки не разошлись, нам всем нужно учиться и учиться именно технологически: осваивать новые для себя интернет-сервисы, создавать сообщества читающих блогеров, участвовать в прежнему «лоцманы» в книжном море, только «море» теперь и шире и глубже, гораздо сложнее в нем не только не утонуть, но помочь плыть в нужном и правильном направлении, читая и продвигая классику и лучшие образцы современной русской и иностранной литературы.
Стимулом к учёбе может стать внедрение в 2016–2017 гг. эффективного контракта, который предполагает выполнение определенного набора показателей деятельности. Каждый специалист перед заключением с работодателем эффективного контракта должен пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Аттестация состоит из нескольких блоков: образовательный, коммуникативный, технологический и другие. Главное условие — включиться в систему непрерывного дистанционного образования. Программы вузовского образования и курсов повышения квалификации слишком академичны и быстро устаревают. В библиотечном деле система дистанционного образования уже хорошо известна и применяется (для нас — это вебинары СОУНБ им. В. Г. Белинского, Российской государственной детской библиотеки, Российской государственной библиотеки для молодёжи и других). Дистанционное обучение — это очень удобная форма обучения в плане охвата библиотечных кадров и малобюджетна, так как областные библиотеки проводят обучение на бесплатной основе. Программы составлены так, что они охватывают все направления библиотечной деятельности: комплектование, маркетинговые формы в библиотечной сфере, систему библиотечно-информационного обслуживания, проектную деятельность, формы работы с детьми и юношеством, работу библиотек с краеведческой литературой, освоение новых информационных технологий и интернет-сервисов. Система взаимного обучения сложилась и в ходе развития библиотечного блогерского движения. Сейчас уже невозможно представить библиотеку, не имеющую сайта или своих страничек в социальных сетях, где активно продвигаются услуги библиотек, отзывы читателей о мероприятиях, электронный каталог, оцифрованные издания, планы работы и многое другое. Участие в сетевых проектах, создание новых библиотечных продуктов, востребованных современным читателем, невозможно без создания персональной учебной среды. Персональная учебная среда — это совокупность ресурсов и связей, позволяющих решать задачи, связанные с получением знаний, умений и навыков и создавать активную творческую среду для своего обучения. И создать такую среду может только сам библиотекарь!

Наталья Спицына, директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Асбестовского городского округа, Свердловская область