Возвращённый шедевр. Пилотный проект реставрации «Нового наследия» в России

Завершение реставрации библиотеки в Выборге — знаковое событие не только для России и Финляндии. Второе рождение одного из ранних и самых блистательных сооружений Алвара Аалто (1898–1976), крупнейшего мастера модернизма, оказавшего глобальное влияние на становление и понимание нового языка архитектуры и дизайна ХХ века, несомненно, войдёт в историю.
«Возвращённый шедевр» — так можно коротко обозначить это событие для мировой культуры. Небольшое, изящное, рафинированно элегантное здание, оказавшееся с 1944 г. на территории бывшего СССР, пережившее военную разруху и восстановление, находясь в постоянном рабочем состоянии, выжило, как Ноев ковчег, наполненный бесценным грузом.
В общемировом контексте развития современной архитектуры, скандинавские страны, в особенности Финляндия и Швеция, всегда занимали самостоятельную позицию. Здесь принципы европейского функционализма получили новую интерпретацию в условиях северного климата и тесного единства с природой, её логикой и структурой. Виртуозное использование природного окружения, живописности пространства в сочетании с простыми геометрическими формами, выявление вещественности строительного материала, опрокинули ортодоксальные догмы. Была создана самостоятельная школа в архитектуре ХХ века; Алвар Аалто стал крупнейшим мастером этого направления в мировом зодчестве. В конце 1920-х–начале 1930-х гг. на целом ряде сооружений он продемонстрировал последовательное освобождение от техницизма и жёсткого геометризма, обратившись к пластическим возможностям формы и органического материала. Используя контрастное сочетание кубических объёмов с «текучими» очертаниями границ внутреннего пространства, с цветом и текстурой дерева, освоив приёмы естественного освещения как «архитектуры света», Аалто добился нового, гуманистического звучания архитектуры. Одновременно им разрабатывалась одна из базисных доктрин современной архитектуры Gezamtkunstwerk (тотального дизайна), когда все компоненты здания — от общей структуры до деталей внутреннего убранства — задумывались как единое стилистическое и пространственное целое. Указанный им путь совершенствования человека через сближение с природным началом, подчеркнул не только эстетическую, но и великую этическую миссию архитектуры.
Библиотека в Выборге (Viipuri, 1931–1935), несмотря на свои незначительные размеры, занимает ключевую позицию как в творческой эволюции самого мастера, так и в истории мировой архитектуры и дизайна. Это программное сооружение ХХ века.
Путь к показательной реставрации, осуществлённой совместно финскими и российскими специалистами, был долог — более двадцати лет (1991–2013). Автор этих строк участвовала в постановке библиотеки на высшую, федеральную охрану. Однако законодательный статус, присвоенный в 1995 г., мало способствовал продвижению реставрационных работ и государственному финансированию. Всемирный фонд памятников многократно включал знаменитое сооружение Аалто в список 100 объектов мира, находящихся под угрозой разрушения (2000–2003). Международный союз архитекторов рекомендовал включение библиотеки в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромны усилия фонда Алвара Аалто, финского и российского комитетов по реставрации библиотеки, международного профессионального сообщества по сбору средств и поддержке проекта реставрации. Важен вклад руководства библиотеки и администрации города Выборга. Однако надо признать, что, только выйдя на политический уровень диалога между Финляндией и Россией, проблема получила разрешение. Волевая и заинтересованная позиция главы государства, под юрисдикцию которого попал этот шедевр мировой архитектуры, смогла кардинально изменить ситуацию и убыстрить реставрационный процесс.

Наталья Олеговна Душкина, профессор Московского архитектурного института, вице-президент Международного научного комитета ICOMOS по наследию ХХ века, кандидат архитектуры