Агата Мистери, или Детский детектив сегодня. Тайны, загадки и улётные приключения

«Детектив — это сыщик» (Артём, 9 лет), «Детектив — это расследование преступлений» (Виталий, 13 лет). Из опроса, проведённого в детской библиотеке Зеленогорска, видно, что современные дети прекрасно знают, что такое детектив, но для чтения чаще предпочитают брать другие жанры: фэнтези и приключения.
Почему некогда один из наиболее востребованных жанров детской литературы, сегодня оказывается не самым читаемым? Казалось бы, какой ребёнок не мечтает почувствовать себя в роли настоящего непревзойдённого сыщика и с лёгкостью разгадать все хитроумные козни преступников? Все дети любят тайны и неведомые опасности, надо полагать, что эту детскую жажду уже удовлетворило телевидение, которое показывает немыслимое количество детективных сериалов. Подростки легко ориентируются в определениях и даже в профессиональной терминологии сыщиков, но, за редким исключением, детективы оставляют без внимания. Детской детективной литературы в настоящее время издано так много — хорошей, не очень хорошей и откровенно плохой, — что рассмотреть её всю в объёме одной статьи не представляется возможным. В детской библиотеке Зеленогорска примерно около десяти процентов книжного фонда приходится на детективную литературу. Произвольный выбор книг из раздела «Детективная литература» позволил произвести следующую классификацию, в достаточной степени, условную.
В первую очередь, конечно, необходимо разделить литературу этого жанра на отечественный детектив и зарубежный. Надо отметить тот факт, что в XXI веке авторские силы, пожалуй, уравновесились, то есть уже нет такого бьющего в глаза засилья зарубежных авторов. Главный герой детского детектива, конечно, сыщик. Разделим все детские детективные истории на четыре основные группы, исходя из личности главного героя.
Рассмотрим детективы, в которых, в роли сыщиков выступают обычные дети, не отличающиеся особой одарённостью. Это традиционный детский детектив, в котором на фоне вполне реалистичных событий происходит преступление, и дети оказываются иногда хорошими помощниками настоящих сыщиков, а в некоторых случаях, самостоятельно проводят расследование. Одним из таких авторов является известная английская писательница Энид Блайтон и серия её повестей «Пятеро Тайноискателей», написанная в сороковые-шестидесятые годы XX века, у нас изданная лишь в начале девяностых. Это «Тайна сгоревшего коттеджа», «Тайна пропавшей кошки», «Тайна пропавшего ожерелья» и многие другие «тайны». Во всех повестях герои — пятеро друзей или, как они себя называют «Пятерка Тайноискателей и собака» — вполне профессионально анализируют обстоятельства различных происшествий и даже разоблачают преступников. Правда, им приходится соперничать с полицейским. Мистер Гун проигрывает подросткам по части сообразительности, но повествование не представляется надуманным. Читаются повести легко и могут представлять интерес для подростков 10–12 лет, возможно, с неплохим воспитательным эффектом. В процессе расследований «пятёрка» ведёт себя очень организованно и доброжелательно по отношению друг к другу, хотя состоит она из трёх мальчиков двенадцати-тринадцати лет и двух девочек, одной из которых двенадцать, а другой восемь лет. Для подростков это хороший пример делового общения.
По литературному пути Энид Блайтон пошли наши отечественные авторы Антон Иванов и Анна Устинова, создав свой сериал «Компания с Большой Спасской». Название каждой детективной истории начинается со слова «загадка». Загадки удачно разгадывают семеро друзей-одноклассников, постоянно препираясь друг с другом и ведя бестолковые диалоги, а в результате — всегда победа. Эти книги написаны разговорным языком на материале современной российской действительности, но в силу недостаточной художественности и обилия пустых диалогов заметно проигрывают «тайнам» Энид Блайтон.

Марина Анатольевна Шульц, ведущий методист филиала № 6 детской библиотеки г. Зеленогорска СПб ГБУК ЦБС Курортного района