Алгоритм мониторинга страниц социальной сети «ВКонтакте»

XXI век ознаменовался вхождением человечества в виртуальную реальность и цифровую эпоху. Интернета можно опасаться, можно его сторониться. Можно стать его частью — и даже управлять через неё людьми. Кем быть в этом виртуальном пространстве — выбирать нам самим.
Библиотеки в начале XXI столетия являются не только и уже, наверное, не столько хранилищами книг, сколько новыми пространствами общественного взаимодействия, трансформирующимися под разные культурно-интеллектуальные формы и формирующие у молодого поколения интерес к знаниям, к чтению, к общению с умными людьми1. Это доказывает и опыт трансформации пространств детских библиотек в МБУК г.о. Тольятти «Объединение детских библиотек», где преобразуется не только пространство, но главным образом формы и методы работы, профессиональные навыки и мышление самих библиотекарей.

Информация vs манипуляция
Становясь медиаэкспертами, библиотекари первоочередным фронтом работ выделяют медиаконсультирование посетителей библиотек, ознакомление молодёжи с инструментарием информационной работы (анализ, критическое мышление и т. д.) и противодействие манипулированию через интернет.
Необходимо чётко осознавать, что информационное воздействие окутывает нас с момента зарождения человеческого общества. В предшествующей истории человечества это были наскальные рисунки первобытных людей, в Древнем Египте — иероглифические надписи и картины, в Средние века — древнерусские летописи, фрески, папские буллы и послания. Эти образы и информация воздействовали в первую очередь на элитарные слои общества (ввиду доступности для них знаний).
С момента изобретения книгопечатного станка, появления энциклопедий, радио, телевидения и интернета широкие массы также стали подвергаться круглосуточному мощному информационному воздействию. Большинство людей не справляются с процессом анализа поступающей информации, становятся лёгкой мишенью для манипулирования. Современной потребительское общество построено на прямой манипуляции сознанием: от убеждения потребителя в том, что ему нужна та или иная вещь (мода как инструмент), до убеждения граждан в необходимости выбора того или иного политика (политтехнологии). Целью манипуляции является управление обществом2.
Необходимо осознавать, что тотальное большинство молодёжи России присутствует в социальной сети «ВКонтакте», взрослеют вместе с ней, имеют как реальные аккаунты, так и фейк-страницы. По статистике, на начало 2014 г. «самой значительной месячной аудиторией обладают “ВКонтакте” и “Одноклассники”, которые посещают более 52 млн и 42 млн пользователей»3, а в начале 2017 г. констатировалось, что «ежемесячная аудитория “ВКонтакте” составляет 90 млн пользователей», причём «Больше половины из этой аудитории составляют пользователи младше 21 года»4. Таким образом, многие формируют своё мировосприятие на основе информации, получаемой из социальных сетей, а если говорить о молодёжи, то в первую очередь — из соцсети «ВКонтакте».

Игорь Александрович Власенко, главный библиотекарь МБУК г.о. Тольятти «Объединение детских библиотек», глава Наблюдательно-попечительского Совета общественного движения «Сообщество молодых учёных», старший преподаватель Волжского университета им. В.Н. Татищева

1 См.: Матлина С. Г. Библиотечное пространство: воображаемый образ и реальность. — М.: Библиомир, 2015.
2 Власенко И. А. Информационное общество: современная молодёжь и культурный код // Зебра. Журнал о детях. — 2014. — №4(14). — С. 24–25.
3 Исследование: аудитория социальных сетей в России // Режим доступа: https://www.likeni.ru/events/issledovanie-auditoriya-sotsialnykh-setey-v-rossii
4 «ВКонтакте»: Аудитория «Историй» составляет 13 млн пользователей в неделю // vc.ru — бизнес, технологии, идеи, модели роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vc.ru/n/vk-stories-week