Великий сказочник и теоретик романтизма
Эрнст Теодор Амадей Гофман по праву считается одним из самых загадочных и непостижимых писателей в истории мировой художественной литературы. Его произведения обладают совершенно особой притягательной силой, не ослабевающей с течением времени.
Журнал «Библиотечное Дело» не в первый раз публикует статьи коллег из Калининградской области, их замечательный опыт работы по восстановлению исторической памяти Восточной Пруссии, которую не одно столетие связывали с Россией дружеские, культурные связи. Деятельность нашего автора
Е. Шумиловой (см. №№15, 18 за 2015 г., много сделавшей для популяризации немецко-культурных связей Зеленоградска — бывшего Кранца, была отмечена на федеральном уровне. Елена Котова опубликовала в нашем журнале замечательную статью о старых немецких фолиантах в библиотеках Калининградской области (№17, 2016). Её новая статья свидетельствует, сколь бережно относятся жители области к своему гениальному земляку — Э. А. Гофману, как продвигают его творчество.
Казалось бы, эти достойные уважения публикации не должны выделяться, привлекать какое-то особенное внимание. Содержательно они находятся в одном ряду с аналогичными материалами: современные публичные библиотеки помнят о своей роли организатора межкультурных коммуникаций (понятие обосновано Е. Ю. Гениевой). Тем более, если мы вспомним географическое положение Калининградской области, её историю. Но вспоминать об этом приходится после громкого скандала, разразившегося в Калининградском университете им. И. Канта в связи с доносом на его преподавателей (https://www.newkaliningrad.ru/news/community/15110393-na-obychnykh-listakh-v-kletku-podrobnosti-skandala-vokrug-bfu-im-i-kanta.html). Местная жёлтая пресса не впервые обвиняет профессуру: историков, философов, краеведов в «германофильстве», «германизации» и прочих проявлениях антипатриотизма. Недаром эту кампанию уже сравнили с недоброй памяти «борьбою с безродными космополитами», развернувшуюся в конце 1940-х–начале 50 годов.
Неоднократно бывая в Калининграде, знаю, как тесно связаны с университетом — одним из лучших в стране, библиотекари области, начиная с областной научной библиотеки, как часто они используют его богатейший научный ресурс. И как, в свою очередь, благодарны нашим коллегам преподаватели учебного заведения, носящего имя И. Канта. Не случайно они принимали активное участие в философском семинаре, который на протяжении ряда лет проводили библиотекари страны в Черняховске.
Мы много размышляем о необходимости сохранять просветительские традиции публичной библиотеки, не всегда осознавая, в чём они проявляют себя на практике. Опыт калининградских коллег показывает, как можно негромко, но твёрдо, последовательно, непафосно сохранять и воспроизводить культурную, историческую память — невзирая на «привходящие обстоятельства». Вспомним старую истину: недальновидные политики и обслуживающие их СМИ разъединяют народы, а деятели культуры их объединяют. На том стоим!
С. Г. Матлина
Пёстрый мир, полный магических явлений, мерцает и сверкает вокруг меня;
такое чувство, будто вскоре должно случиться нечто великое, какое-то художественное творение должно явиться из хаоса — будь то книга, опера или картина.
Э. Т. А. Гофман, в письме Т. Гиппелю
Родившийся 24 января 1776 г. в Кёнигсберге, в эпоху расцвета творчества величайшего мыслителя христианской эпохи — Канта, Гофман навсегда расстался со своим родным городом сразу после похорон философа в феврале 1804 года. До этого были — детство в Кёнигсберге со своими радостями и несчастьями, учёба в городской Реформаторской школе близ Замкового пруда, верная мальчишеская дружба с Теодором Гиппелем (мл.), которая длилась всю жизнь, занятия музыкой и рисованием с капельмейстером Подбельским и художником Земаном, первые литературные и драматические опыты, учёба на юридическом факультете Кёнигсбергского университета с 1792 по 1795 год. Наконец, первая любовь, принёсшая молодому Гофману и счастье, и трагедию, любовь к замужней красавице Доре Хатт, из-за которой юный выпускник Альбертины вынужден был спешно оставить родной Кёнигсберг и отправиться на работу в Глогау, а затем и в другие города Польши, в то время бывшие провинцией Прусского Королевства. Далее — бесконечная цепь переездов, сложная юридическая служба, увлечённость музыкой и театром, любовь и женитьба на прекрасной польке Мешелине Рорер-Тишинской и, наконец, окончательное прощание с Родиной в феврале 1804 года.
Впереди были годы потерь и лихолетье наполеоновских войн, когда умерла единственная дочь Гофмана, кровавое время для Европы, которое длилось до 1813 года. Но были и великие творческие взлёты, блестящие музыкальные и театральные работы, а с 1809 г. — регулярные публикации блестящих гофмановских новелл, быстро ставших известными по всей Европе и России. Между первой новеллой «Кавалер Глюк» и последней — «Угловое окно», написанной незадолго до смерти (25 июня 1822 г.), были изданы величайшие литературные произведения. Среди них — «Крейслериана», «Дон Жуан», «Фантазии в манере Калло», «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король», «Песочный человеке», «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Житейские воззрения кота Мурра», «Эликсиры дьявола», «Повелитель блох».
С Гофмана как композитора и теоретика романтизма начинается поиск особой выразительности художественного слова в искусстве, теория музыкальной интонации, очерчиваются современные принципы оперной драматургии, законы исполнительского искусства актёра и певца. Гофман стал не только родоначальником немецкой романтической национальной оперы «Ундина» по повести Ф. де ла Мотт-Фуке (1811), но и основоположником романтической музыкальной эстетики. Без Гофмана трудно представить движение искусства, музыки и литературы XIX века. Он оказал огромное влияние на Вебера, Шумана, Вагнера. Поэтические образы Гофмана нашли воплощение в произведениях многих композиторов — Р. Шумана («Крейслериана»), Р. Вагнера («Летучий голландец»), А. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»). Облик самого Гофмана предстаёт в операх Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» и Г. Лаччетти «Гофман».
Елена Георгиевна Котова, главный библиотекарь организационно-методического отдела МАУК «Калининградская ЦБС»

