В рамках реализации программы «Эффективный регион» и проектов внедрения инструментов бережливого производства на территории Сахалинской области с 1 января 2022 г. Сахалинская областная универсальная научная библиотека приступила к реализации проекта «Бережливая библиотека» по созданию образцового учреждения федерального уровня.
Бережливое производство (далее — БП) сегодня повсеместно признаётся как наиболее эффективный подход к менеджменту и управлению качеством, надёжный и малозатратный способ оптимизации производственных процессов, ориентированный на требования потребителя, улучшение качества продукции и услуг, сокращение издержек. Отправная точка БП — ценность для потребителя. Основой БП является процесс устранения потерь. Под потерей понимается любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создаёт ценности.
При создании образцового учреждения на основе принципов бережливого производства необходимо понимать, что успех возможен только при условии, что каждый сотрудник имеет необходимый уровень компетенций (знаний, навыков и развиваемых на их основе способностей) для осознанного включения их в процессы БП на своеём рабочем месте.
Понимание принципов бережливого производства стало определяющим фактором в организации обучения персонала библиотеки постольку, поскольку система БП требует тотального вовлечения сотрудников в улучшение производственных процессов, специальных умений, позволяющих грамотно выстроить и проанализировать поток создания ценности или выявить скрытые потери и т. п.
В течение 2022 г. коллективом Сахалинской области Сахалинская областная универсальная научная библиотека (СахОУНБ) выполнен комплекс мероприятий, предусмотренных методикой внедрения технологии БП, важным элементом которых являлось создание системы обучения сотрудников учреждения бережливому производству. Её задачи:
• помочь сотрудникам библиотеки на практике понять и освоить философию, технологии, методы и инструменты БП;
• создать команду сотрудников, ставших горячими сторонниками БП, которые смогут реально воодушевлять, мотивировать и вовлекать подчинённых в реализацию идей БП, осуществлять компетентное управление проектами;
• обеспечить персонал библиотеки необходимыми знаниями и методическими материалами для обучения и внедрения БП в нужном месте, нужном объёме и с нужным качеством.
• получить ожидаемый экономический эффект от успешно реализованных проектов БП.
Первые шаги по созданию системы обучения начались с дифференциации сотрудников по различным уровням таких показателей, как активное участие в построении бережливой производственной системы библиотеки, мотивация к обучению и способность с наибольшей отдачей обучать других. Таким образом, из состава персонала были выделены девять лидеров в области БП, которые прошли подготовку на учебной производственной площадке «Фабрика процессов» Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Сахалинской области, получили сертификаты, дающие право вести обучение в области БП. Они возглавили рабочие группы по реализации проектов и вошли в команду внутренних тренеров для обучения персонала технологиям БП. Внутренние тренеры прошли целевую подготовку по углублённому курсу «Бережливое производство», организованную министерством Сахалинской области по эффективному управлению регионом.
Татьяна Николаевна Арентова, заместитель директора по научной работе ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека», заслуженный работник культуры Сахалинской области

