Пока теоретики и практики библиотечного дела решают, каким должен быть современный библиотекарь и как осуществлять его подготовку, молодёжь формулирует его признаки согласно своим представлениям. Создатель блога «Библиотечная мышь» (http://rusu-library.blogspot.com/) Katerina так обозначила «несколько признаков, по которым можно отличить библиотекаря нового поколения».
Katerina: Итак. Голые пункты без комментариев:
- Ведёт собственный блог на книжные или библиотечные темы.
- При поиске информации в сети пользуется не только Google или Yandex.
- Ведёт переписку с коллегами, в т. ч. и иностранными.
- Ведёт активную профессиональную социальную жизнь в сети (имеет несколько аккаунтов в профессиональных социальных сетях).
- Имеет архив ссылок на профессиональные и околопрофессиональные темы на сайтах социальных закладок.
- Использует RSS-агрегаторы для сбора и просмотра информации.
- Использует появляющиеся интернет-инструменты в своей повседневной профессиональной деятельности.
- Читает и комментирует другие блоги.
Анонимный комментирует: Драмкружок, кружок по фото, да ещё и петь охота. Это наводит на мысль, что у библиотекарей много свободного времени, и они придумывают себе новые обязанности, или смешивают своё свободное время для самообразования с рабочим. Попробую высказаться яснее. Блоги на профессиональные — библиотечные — темы, переписка с коллегами по эл. почте, участие в виртуальных конференциях и телемостах и т. д. — Ваш «новый библиотекарь» замыкается в самом себе, в знании своей профессии. Но, главное, всё это инструменты, применение которых не обязательно. Например, библиотекарь обязан знать, что такое блог как тип документа, поиск по блогам и т. п., но вести его — упаси Бог! Так и с использованием разных поисковых программ: главное — результат! Даже если ты его достигнешь, позвонив по телефону приятелю. По сути же своей все компьютерные штучки лишь инструменты: ведь и раньше библиотекари общались друг с другом, интересовались опытом коллег и т. п. Люди ведь не машины пока, чтобы овладение новыми навыками навевало мысли о новой модели человека.
Зато в описании характеристик «нового библиотекаря» нет никаких требований к его предметным, небиблиотечным знаниям или коммуникативным способностям. А я думаю, это важнее. Не просто найти нужный сайт или книгу, но оценить содержание — для этого требуются специальные знания. Поэтому требования специализации, знания языков, навыков экспертизы я бы назвала ключевыми. Это то, что может влиять на библиотечное образование и на кадровую политику библиотек, на работу библиотек в целом (например, на организацию комплектования). Библиотекарь тыкает пальцем в каталог книготорговой фирмы и подбирает книги на имеющуюся сумму (или смотрит эл. каталог книг для закупок) — для этого достаточно инструментальных навыков. Или библиотекарь может оценить приобретаемую литературу, её качество — другой тип комплектования. Все они не новы, но больше говорят о сути
библиотечной работы, чем знание Google, который освоит и небиблиотекарь. Мне вообще кажется, что о технических и технологических новациях можно говорить применительно
к идее библиотеки будущего. Библиотекарь будущего будет, как и библиотекарь прошлого, — знать своё дело.
В этой краткой «перепалке» обнажена тенденция к смене парадигмы библиотечного образования: читатели уже называются пользователями, библиотечное обслуживание заменяется на информационное, а библиотеки переименовываются в интеллект-центры.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

