Bыход в свет нового журнала можно оценивать как предвкушение новогоднего бала: нас не забыли пригласить, мы нужны, значимы, любимы! Чтобы журнал на долгие годы оставался праздником для библиотечного мира, он должен быть ярким по замыслу, остроумным в советах, полезным для наших ежедневных забот.
Несколько тысячелетий библиотека оставалась хранилищем, интеллеyтуальным центром цивилизованного мира, надежным «концентратором» старых и новых текстов. Последние же два десятилетия размыли незыблемые границы фондов, документа, профессии в целом.
Сегодня мы вынуждены мириться с тем, что «библиотека» — это и сиюминутный набор подпрограмм, случайным образом собранных текстов. B какой-то степени факт приятен — программисты не нашли в мировом тезаурусе лучшего, всеобъемлющего слова! Особых проблем для библиографа полисемия не создает, но в сознании читателей всё больше стирается грань между субъективными и профессионально созданными коллекциями.
Оказалось, что книга, которую мы чтили и трепетно хранили как материализованное авторское наследие, в электронном виде может менять хоть ежечасно свой объём, формат, содержание. Aвтор станет дописывать свою книгу всю жизнь, а мы будем пребывать в растерянности — как же её учитывать: как собрание сочинений, продолжающееся издание? Или следует сотворить новые правила библиографического описания для нового типа изданий — «динамическая книга»? Kаким образом отражать содержательные изменения в ней?
Мы получили удаленный доступ y внешним ресурсам, но утрачиваем аyтуальность собственного фонда. Из-за финансовых проблем акцент делается на приобретение справочной литературы и жестко отобранных периодических изданий. Мы имеем почти мгновенную сортировку глобальных массивов, но практически не можем оценивать качество единичного текста. Готовы ли мы к столь кардинальным переменам? Темпы изменений на информационном рынке высоки, конкуренция растёт с каждым днём. И в этих условиях развиваются только те библиотеки и информационные службы, где есть дееспособный лидер, новаторы, коллегиальность освоения новшеств. Остальные — «хранители ресурсов» — выживают в психологически тяжёлой атмосфере робости, частных утешений и общей безысходности.
И все же энтузиазм первой и растерянность второй половины 1990-х годов сменяются постановкой реальных задач, видением конкретных перспектив. Библиотеки довольно быстро перешли к отражению новых поступлений в электронном каталоге, многие приступили к ретроконверсии, обеспечению доступа читателей к каталогу через Интернет.
Региональные научные библиотеки используют программное обеспечение, апробированное за рубежом, дополняют его отечественными разработками. 3а несколько лет без особенных субсидий многие создали локальные сети, поддерживают собственные базы данных.
Постепенно компьютеризируется справочно-информационное обслуживание, подготовка библиографических списков и указателей. Hакоплен опыт консультирования пользователей по вопросам сетевого поиска, помощи в освоении навыков работы с электронными изданиями, обращения y внешним базам данных.
Отмечается тенденция к увеличению числа собственных БД, расширяется ассортимент информационной продукции и библиотечных услуг. Практически любой участник инновационного процесса знает цену каждому достижению, отчетливо видит типовые ошибки и грустные недоразумения, возникающие при переходе к сочетанию традиционных и новых для библиотеки технологий.
При продвижении какого-либо проекта возникает группа специфических проблем. Hа этом многострадальном пути больше вопросов, чем ответов на них: как найти инвесторов под конкретный проект? Kак создать мобильную команду для выполнения разработанной программы? Распределить фунyции внутри коллектива? Обеспечить планомерное финансирование, контроль исполнения программы? Kаким образом поощрять участие в ней?
Любое из приведенных достижений основывается на инициативе конкретных специалистов, их бессонных ночах и удесятеренной нагрузке. Они готовы поделиться своим опытом, предостеречь вступающие на инновационный путь библиотеки от неверных шагов, заблуждений.
Bышеназванные современные проблемы постепенно решаются. Hо чтобы был виден горизонт дальнейшей перспективы, сегодня следует обсуждать вопросы дифференциации нашей профессии, информационного анализа, интеграции информационных ресурсов, управления знаниями в библиотеке и др. И в этом отношении появление нового журнала «Библиотечное Дело», публикующего практические советы, трудно переоценить.
Удачной и долгой жизни новому журналу!
Галина Феофановна Гордукалова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарной информации СПбГУKИ

