Размышления о поездке в Международную летнюю школу в Штутгарте
Центр международных информационных ресурсов АОНБ им. Н. А. Добролюбова содействует изучению культур зарубежных стран и иностранных языков, активно развивает международные контакты и продвигает лучшую литературу на иностранных языках.
В сферу интересов Центра международных информационных ресурсов входит знакомство с библиотечным делом за рубежом. Мне выпала возможность обучения в Международной летней школе молодых специалистов библиотечного профиля при Высшей школе СМИ в Штутгарте по стипендии-гранту Гёте-института. В программу обучения входил также небольшой учебный тур по библиотекам и библиотечным организациям земли Баден-Вюртембург. Для того чтобы стать студентом школы, молодому специалисту не требуется ничего особенного: стаж работы в библиотеке и владение английским на неплохом уровне.
Тема летней школы: «Социально активные, инновационные, доступные для всех: библиотеки будущего вносят вклад в выполнение программы Организации Объединенных Наций на 2030 год». Летнюю школу Высшая школа СМИ организует уже не в первый раз, но связь предлагаемых студентам трёхдневных модулей-курсов с целями устойчивого развития ООН стала особенностью обучения 2018 года.
Я выбрала модули «Открытые образовательные ресурсы» и «Открытые данные». Они были связаны с целями, направленными на обеспечение равных возможностей образования для всех и поддержку сбалансированного развития городов и населенных пунктов.
Некоторые представления об открытых образовательных ресурсах у меня были. Поиск источников по запросам читателей в научных журналах, гибридных или действующих по принципу открытого доступа (в англоязычной сфере их немало), а также общение со школьниками, посещающими действующий при нашей библиотеке клуб английского языка — при обсуждении тех или иных тем ребята нередко ссылались на образовательные Youtube-каналы типа “TED Talks”. Однако во время учёбы стало ясно, что масштаб распространения этой инициативы огромен: престижные университеты открывают на своих сайтах бесплатные курсы дистанционного обучения; преподаватели из разных стран мира объединяются через сайты подобно “OER Commons”, чтобы помогать друг другу разрабатывать планы уроков и искать материалы по тем или иным учебным темам; в процесс вовлечены самые разнообразные платформы и организации. В том числе библиотеки, которые по отношению к открытым образовательным ресурсам могут быть и потребителями, и производителями, и посредниками между ними и своими пользователями.
На самом деле любая активная библиотека, в том числе и наша, регулярно создаёт достаточно много образовательных ресурсов (в рамках модуля под ними подразумевались любые материалы, от отдельного текста до пакета мультимедиа, способные дать людям новые знания): методические разработки проведения литературных уроков, информационно-образовательные плакаты; даже библиотечные выставки при должном оформлении могут быть отнесены к таковым, ведь их конечная цель — повысить уровень знаний посетителей по той или иной теме. А вот к вопросу их доступности и открытости (то есть принципиальной возможности любого желающего в любое время воспользоваться ими в том или ином виде на своё усмотрение) отношение, по моим ощущениям, настороженное.
Вообще, в России эти вопросы зачастую автоматически связывают с проблемами защиты интеллектуальной собственности, но вот парадокс: редко где относятся к авторским правам настолько серьёзно, как в Германии, и при этом страна является одним из самых активных агентов движения легальных «открытых» инициатив. У нас же, возможно из-за повсеместно распространённого электронного пиратства, до сих пор не найдена золотая середина: что производители, что потребители к правам автора и защите информации относятся либо максимально сурово, либо абсолютно равнодушно.
Мария Владимировна Дорофеева, библиотекарь Центра международных информационных ресурсов АОНБ им. Н. А. Добролюбова

