Культуру необходимо вывести
из периферийной зоны внимания
государства в приоритетную.
В. В. Путин
Термин «социально-культурная деятельность» возник сравнительно недавно. Ему предшествовали термины «культурно просветительная работа», или «культурно-массовая работа», предполагающие трансляцию культуры от субъекта — носителя культуры — к объекту — аудитории слушателей или зрителей.
Смена понятий не случайна. Демократизация общества обусловила потребность слушателей и зрителей стать активными участниками культурного действия. Во главу угла поставлена работа не по принципу «учитель-ученик», а обоюдное действие сторон. Слушатели, зрители и культурологи превратились в субъекты общей культурной деятельности. Примером такого действия, связанного с культурой, может служить передача на ТВ «Культурная революция». Задача её не только распространение или сохранение общественно значимых ценностей культуры, но и создание их совместными усилиями присутствующих в зале людей. Подобную передачу на том же канале ведёт режиссёр В. И. Хотиненко, обсуждая со зрителями только что просмотренный ими фильм. В разнообразии интерпретаций фильма, их аргументации мы видим сам процесс зарождения и реализации самостоятельной мысли людей, связанной с культурой. Переосмысляется сама сущность, принципы, способы общения с аудиторией, породившие новый термин «социально-культурная деятельность».
Счастье творения
В современных условиях, когда, поглощённые Сетью люди утрачивают самосознание, разрывают социальные связи с живыми людьми, заменяя их виртуальными, обретение культурной идентичности человеком приобретает судьбоносное значение. Как говорит профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУКИ В. Е. Триодин (Триодин В. Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования» // Магистер. — 1998. — №1. — С. 26–36), в социально-культурной деятельности люди духовно творят друг друга. Это родовое понятие по отношению просветительства и досуговых форм деятельности, которые можно назвать видами. Клубы, студии, кружки, свободно организующиеся сообщества людей — это не релаксация (лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление), то есть состояние расслабленного отдыха, праздности мысли, бездельного пребывания, а свободная деятельность, объединяющая на добровольной основе единой целью людей, доставляющая психологическое удовольствие от избранного вида активности, дающего осознание собственного духовного роста.
Новое понятие рождалось в дискуссиях и горячо обсуждалось. Не случайно книга известного культуролога М. А. Ариарского названа им «Социально-культурная деятельность как предмет научного обсуждения» (2008). Изучив историю и предпосылки возникновения нового явления в теории и практике, учёный дал ему следующее определение: «Социально-культурная деятельность — это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир». В структуру социально-культурных учреждений учёный включил и библиотеку.
В данном определении, если применить его к библиотеке, обращают на себя внимание два слова: «взаимодействие» и «созидание». За библиотекой традиционно закреплена просветительская деятельность — устная или визуальная передача знаний от субъекта (библиотекаря) к объекту (слушателю, зрителю) Она не предполагает обязательного взаимодействия сторон, хотя вопрос об активном участии читателей в «просветительской деятельности» библиотеки в профессиональном сообществе время от времени обсуждается. Взаимодействие — интегрирующий фактор, обуславливающий взаимное влияние людей друг на друга. Взаимодействие строится на субъект-субъектных отношениях, предполагающих определённое равенство сторон, порождающее их взаимную обусловленность и связь. В этих отношениях каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, и как следствие одновременного обратного действия.
В результате этих отношений люди не просто получают информацию о культурных ценностях, но и создают их в процессе общения, самореализуя себя в них. Если во взаимодействии обнаруживаются противоречия, то они выступают источником саморазвития сторон, влекущего за собой взаимные изменения в духовном мире людей, в сторону их возвышения. Что, в свою очередь, проявляется в поведении, в характере деятельности, в отношениях и установках людей.
Ирина Ивановна Тихомирова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

