Библиотека как социальный капитал. Экономический рост книгоиздания

Название этой рецензии почти полностью воспроизводит заголовок введения к книге Ю. А. Горшкова.1 Данный заголовок, на мой взгляд, не только отражает основную идею книги, но и призван по-своему «вдохновить» библиотекаря, способствовать повышению его профессиональной самооценки.
Авторитету автора можно доверять: он опирается на доскональное знание современного состояния библиотечного и книжного дела, собирая и представляя информацию в максимально концентрированном виде.
Признаюсь, что написание рецензии поначалу вызывало некоторые опасения. Проработав несколько десятилетий в ГБЛ–РГБ, я знала, что экономика библиотечного дела вплоть до начала 1990-х гг. не входила в число приоритетных тем НИР.
С другой стороны, связи библиотек и советского книгоиздания казались устоявшимися, неизменными и предельно ясными. Вспомним так называемую «Библиотечную серию», а также списки наиболее спрашиваемых в библиотеках книг, которые ГБЛ по итогам социологических исследований регулярно передавала в Министерство культуры СССР и Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли СССР. Иное дело, что по понятным причинам в стране издавали далеко не всё из того, что хотели бы читать пользователи библиотек.
Кроме того, специалисты-фондовики РГБ и других крупных библиотек страны изучали перспективные планы издательств, составляя на этой основе рекомендации в помощь комплектованию фондов массовых библиотек. Проводились выставки и фестивали книги в библиотеках, встречи с коллективами издательств и т. п. Так что библиотеки и книгоиздание были неразрывно связаны всегда, о чём Ю. А. Горшков упоминает в разных главах монографии.
Вопрос только в том, можно ли отнести совместную деятельность библиотек и издательств в условиях жёсткой централизации и идеологической монополизации управления страной к сфере экономики библиотечного и книжного дела. Ответ будет отрицательным: скорее, это была одна из сфер методического руководства библиотекарями страны. С точки зрения издательской политики библиотекам часто навязывали не то, что хотели бы читать их пользователи, а то, что, по мнению «власть предержащих», читать им было нужно.
С вхождением России в рыночную экономику ситуация коренным образом меняется: вопрос выживания и развития приобретает принципиальное значение — как для библиотек, так и для книгоиздания и книготорговли. Выяснилось, что в новых условиях им, как в известной песне, «не жить друг без друга». В этом контексте принципиальное значение приобретают рассмотренные Ю. А. Горшковым различные аспекты их возможного взаимодействия.
Взаимодействие изучено с точки зрения стратегического синергизма. Термин «синергизм» в прилагаемом к книге глоссарии автор определяет как кумулятивный эффект совместной деятельности, когда общий результат оказывается больше, чем простая сумма отдельных частей и иногда выражается формулой 2 + 2 = 5. Термин «стратегия» понимается как устойчивый последовательный выбор способов действия, позволяющий достигнуть фиксированную цель в условиях ограниченного набора ресурсов. Конечно, не только глоссарий, в котором указаны пока ещё малоупотребительные, а то и вовсе незнакомые библиотечным работникам термины, расширяет их профессиональный кругозор. Эту роль выполняет прежде всего сама книга.
Роль библиотечного дела в устойчивом и поступательном развитии современного книгоиздания проиллюстрирована показателями, характеризующими обе эти сферы деятельности. Уже из предисловия можно, узнать, например, что параметры российского книгоиздания не только значительно превзошли уровень советского периода, но и являются одними из самых высоких в мире. По общему количеству издаваемых книг Россия вышла на четвёртое место в мире, что, как утверждает автор, стало возможным благодаря опоре на экономический потенциал библиотечного дела.
Однако с точки зрения развития инфраструктуры книгоиздания наша страна существенно отстаёт от развитых европейских держав. И хотя уровень чтения населения вполне совместим с показателями высокоразвитых стран мира, по навыкам чтения и восприятия прочитанного материала наши дети 9–14 лет заняли в 2003 лишь тридцать третье место среди исследуемых 42 стран. С тех пор ситуация едва ли изменилась к лучшему.
Как полагает Ю. А. Горшков, разрыв количественных и качественных параметров книгоиздания может быть преодолён при условии стратегического сотрудничества трёх основных игроков на книжном рынке: издателей, книготорговцев и библиотек. Оно пока налажено слабо, а интеграция библиотек в книжный рынок ещё не произошла. Требуется эффективное государственное содействие данному процессу и его системное институциональное упорядочивание. Автор даёт чёткую трактовку своего понимания данного процесса, которая может служить руководством к действию для работающего в любой сфере книжного дела практика.
Явное достоинство книги — объёмное и многогранное использование сравнительного метода исследования. О каких бы аспектах книжного дела не шла речь, автор обращает внимание читателей на позитивный опыт взаимодействия книгоиздателей, книгопродавцев и библиотекарей в странах с развитой рыночной экономикой. Причём речь идет об опыте, который хотя бы частично может быть использован и в нашей стране. Так, с учётом американского опыта корпоративных связей в книжном деле в 2001 г. было учреждено некоммерческое партнёрство «Российский книжный союз». Целевым порядком он передал библиотекам десятки тысяч книг.
В современных условиях библиотечное дело рассматривается как важный фактор решения задач долгосрочной программы социально-экономического развития страны. На библиотеки наконец-то было обращено внимание на самом высоком государственном уровне. Поэтому уместным выглядит приведённое автором книги напоминание, что библиотека — это единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати и с возможной полнотой приобретаются выходящие в стране издания для последующего бесплатного предоставления в общественное пользование. За счёт этого обеспечивается доступность информации. Тем более, как напоминает автор, посещаемость библиотек (около 1 млрд посещений в год) в три раза выше чем посещаемость остальных учреждений культуры вместе взятых.
В монографии Ю. А. Горшкова всесторонне рассматривается идея, казалось бы, самоочевидная: чтобы библиотечная инфраструктура стала социальным капиталом книжного бизнеса, библиотеки должны быть интегрированы в сферу книжного рынка. А мешает такой интеграции то обстоятельство, что книжный рынок представляет для библиотек-некоммерческих организаций, не имеющих для приобретения книг достаточных финансовых средств, агрессивную внешнюю среду. Поэтому конфликтные ситуации между книжным бизнесом и библиотеками неизбежны.
На большом материале Ю. А. Горшков показывает возможности минимизации такого рода конфликтов. Для этого необходимы «институциональные соглашения» — разного рода узаконенные договорённости участников книжного рынка. Их задача — создать системную упорядоченность экономико-правовых форм и методов перераспределения совокупного общественного дохода. Это будет способствовать интеграции библиотек в сферу книжного дела.
Институциональная экономическая характеристика стратегического сотрудничества библиотек и книжного бизнеса, конечно, сама по себе очень важна. Но это чисто исследовательский аспект анализа. Ещё более значимо, что автор предложил пути преодоления имеющихся трудностей и проблем. Ценность книги как для библиотекарей, так для издателей и книгопродавцев именно в том, что вдумчивый её читатель имеет возможность изучить и соотнести её положения со сферой своей профессиональной деятельности с целью добиться более высокого уровня интеграции всех участников книжного рынка.
Этому, уже чисто практическому подходу, содействует предельно чёткая структура книги. Она включает в себя семь глав: библиотека как объект управления и ресурс книжного бизнеса России; библиотека — конкурентно значимый ресурс книжного бизнеса; библиотечно-информационный потенциал современного экономического роста книгоиздания; государственное индикативное планирование капиталовложений в развитие социально значимого книгоиздания и библиотечно-информационного обслуживания; региональное бюджетное субсидирование комплектования книжных фондов публичных библиотек; долевое государственно-коммерческое финансирование пропаганды книги и чтения. Главы разделены на чётко сформулированные параграфы и подпараграфы.
Вслед за М. А. Булгаковым, можно вспомнить слоган: «За мной, читатель!». Изучайте книгу Ю. А. Горшкова! Это отнюдь не простое и не лёгкое чтение. Но оно — убеждена в этом — будет полезно и исследователям и практикам.

Ирина Осипова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, РГБ, Москва

1 Горшков Ю. А. Библиотека в стратегии современного экономического роста книгоиздания: монография. — М.: Пашков дом, 2007. — 328 с. — (Библиотека: новые возможности / РГБ, НИО библиотековедения)