Человек и Книга — вечные спутники. Чем обусловлена эта взаимосвязь, даже взаимозависимость? Тем, что Человек разумный создаёт Книгу, а Книга создаёт Человека разумного. Сущность человека заключается в человечности, а человечность воплощена в книжности, и нельзя уразуметь прошлое, настоящее и будущее, если не обратиться к книжности. Однако человечность и книжность понимаются неоднозначно и нуждаются в уточнении.
Дагестанский философ Муса Гусангусейнович Курбанов (род. 1956) обратил внимание на парадоксы в познании человека и человечности: на человека можно указать пальцем и сказать «это человек», а на человечность пальцем не покажешь. «Человечность выглядит достаточно неуловимым, эфемерным и парадоксальным феноменом. Ведь человечность дана нам не от дикой природы, и возникает она не в отдельном человеке. Она одновременно есть, и её нет. Можно сформулировать фундаментальный парадокс человечности: ни в отдельном человеке (без других людей), ни в самом обществе (без отдельного человека) полноту человечности познать невозможно. Поэтому человечность нельзя искать только вне человека, как это нарочито демонстрировал Диоген, который среди бела дня и с фонарём в руке выкрикивал афинским насмешникам, что ищет человека. Точно так же, человечность нельзя искать только внутри человека, как это показывал Сократ, делая иронично-логические переходы от формулы “познай самого себя” к формуле “я знаю, что ничего не знаю”»1. Добавим, что аналогично легко распознать книгу среди других осязаемых предметов, но не просто идентифицировать феномен книжности. Не зря вдумчивые книговеды именуют книгами ассирийскую клинопись, библейские рукописи, рекламные буклеты и электронные издания.
Далее М. Г. Курбанов замечает, что в Человеке «причудливо сочетается человеческое и нечеловеческое, которое неоднозначно реализуется в его человечности и бесчеловечности. Человек способен очеловечивать бесчеловечную природу, но точно так же он может, а порою и должен обесчеловечивать свое человечное бытие»2. Поистине, человечность — средоточие противоречий, и неслучайно со времен Платона и Аристотеля мудрые философы не прекращают поиски ответа на вопрос «Что есть человек?». Столь же противоречива книжность, которая может быть носителем разума и глупости, правды и лжи; культивировать гуманистическую человечность как учение и принцип жизни, пробуждать творческие потенции, скрытые в человеческой сущности, и вместе с тем, разжигать конфликты, соблазнять иллюзией счастья не через добро, справедливость и труд, а через ненависть, вражду и злодеяния. Если обратиться к «Энциклопедии книгочея», которую любовно составил писатель-педагог Анатолий Николаевич Чирва3, можно узнать, что Книгу нельзя считать неодушевлённой вещью, она несёт в себе созидательный дух, обладает почти физической силой, изменяя основы человеческого бытия и сущностные качества человечности, воплощённые в Человеке. Как же понимать человечность и книжность? В справочной и учебной литературе мы не нашли удовлетворительного ответа на этот вопрос. Поэтому предлагаем собственную интерпретацию.
Человек — существо биосоциальное, одновременно принадлежащее миру природы и социальному миру. В качестве природного субъекта человек рождается индивидом, наделенным генетически программированной телесной формой и психикой (сознанием, душой), представляющей собой способность активного отображения объективной реальности. Если психика животных основана на врожденных инстинктах, то в сознании человека эволюционно сформировались высшие психические функции (восприятие, память, мышление, воображение), которые реализуются соответствующей нейрофизиологической системой в структуре мозга. Биосоциальными существами в принципе являются также стадные животные (китообразные, копытные, приматы), но человеческий индивид отличается от прочих млекопитающих способностями изготовлять орудия труда и использовать осмысленную речь. В цивилизованном обществе индивид становится одухотворённой личностью. Одухотворённость означает овладение самосознанием, заключающимся в выделении себя из окружающего мира и осознании своего «Я» в качестве уникального субъекта, чувствующего, мыслящего, действующего4. В отличие от первобытного варвара, цивилизованный человек приобщён к духовной культуре данного общества, включая технологии производства, знания о мире, этические и эстетические ценности.
Аркадий Васильевич Соколов, профессор СПбГУКИ
1 Курбанов М. Г. Парадоксы в познании человека и человечности // Научный мир. — №3 (20). — Махачкала: Эпоха, 2011. — С. 18.
2 Курбанов М. Г. Философские искания человечности и исторический процесс. — Махачкала: Юпитер, 2002. — С. 12.
3 Чирва А. Н. Энциклопедия книгочея: Книга. Читатель. Чтение: изд. 2-е. — М.: ИЦ «Мой учебник», 2008. — 624 с.
4 Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. — М.: Проспект, 2009. — С. 385.

