Библиотеки игрушек в зарубежных странах. От игры к книге

Игрушки — непременные соседи книжек в детской библиотеке. В ходе игры у ребёнка возникают хорошее настроение, приятные впечатления, радостные эмоции, порождающие позитивное отношение к окружающему миру.
Первая библиотека игрушек была открыта в 1935 г. в США во времена Великой депрессии (1929–1939 гг.), когда в стране активно сокращалось количество детских садов, средних школ, кинотеатров, досуговых центров для детей, игровых площадок в парках, скверах и др. Идея создания библиотеки связана непосредственно с переживаемой страной ситуацией. Менеджер магазина дешёвых товаров в Лос-Анджелесе обратил внимание на то, что среди юных покупателей, подолгу стоявших у открытых витрин и не отрывавших глаз от понравившейся игрушки, были те, которые незаметно уносили её домой. Чаще всего игрушки возвращали извиняющиеся родители, держа за руку смущённых детей. Таких случаев было достаточно много, и менеджер, имеющий доброе и чуткое сердце, понял: за детскими проступками стоят финансовые проблемы родителей. Встретившись с директором средней школы, он предложил открыть библиотеку игрушек, чтобы можно было выдавать их детям во временное пользование. Библиотека была открыта и поддерживалась средствами федерального бюджета вплоть до 1942 года.
Начиная с 1960-х гг. интерес к библиотекам игрушек в США не угасает. Сегодня в стране более 400 таких библиотек. Многие из них являются ресурсными центрами для детских садов и средних школ, в которые обращаются уже не только дети и родители, но и учителя, рассматривающие игрушки как инструмент личностного и когнитивного развития ребёнка.
Тем не менее набольшее распространение и более высокий социальный статус библиотеки игрушек получили в европейских странах (в Голландии, Аргентине, Швейцарии, Великобритании, Норвегии и др.), где они начали создаваться примерно в те же годы, что и в США. Библиотеки игрушек появились также в Канаде и Новой Зеландии.

Библиотека игрушек: модели, структура, миссия
Инициаторами организации таких библиотек чаще всего выступают социальные, медицинские, педагогические работники, а также родители детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Как правило, они создаются при самых разных организациях: школах, церкви, клубах местных сообществ, больницах, санаториях, туристических кампаниях и даже при полицейских участках. Многие из них в дальнейшем приобретают организационную самостоятельность. Но в ряде стран (Кипр, Голландия, Бельгия и др.) они изначально создавались как автономно функционирующие учреждения. Библиотеки (отделы) игрушек открываются также в публичных, и реже — в школьных библиотеках.
Источники финансирования библиотек игрушек разнообразны. На Кипре они получают государственные средства от правительственной структуры «Совет молодёжи». В других странах существуют за счёт средств местных бюджетов и пожертвований филантропических фондов, бизнес-организаций и частных лиц (политические, общественные, литературные деятели и др.).
Категории посетителей библиотек игрушек также имеют страновые различия. В Хорватии, Голландии, Южной Корее, Швейцарии они открыты для всех слоёв населения, обслуживают детей, взрослых и пожилых людей, в том числе с ограничениями жизнедеятельности. В Дании, например, более дифференцированный подход: некоторые библиотеки выдают игрушки на дом только детям от 0 до 6 лет, другие — только родителям, имеющим детей с особыми потребностями («дети солнца», «дети дождя» и др.). На Кипре в библиотеках игрушек ждут детей от 4 до 12 лет. В последние годы библиотеки Великобритании уделяют наибольшее внимание привлечению в них детей из социально незащищённых слоёв населения, главным образом, из семей мигрантов и беженцев.
Сложились две основные модели организации и функционирования библиотек игрушек. К первой модели относятся библиотеки игрушек, созданные местными сообществами, персонал которых работает на волонтёрских началах. Их основные направления деятельности связаны с выдачей игрушек на дом и с организацией игровых программ. Вторая модель представлена библиотеками или (отделами в публичных библиотеках), организованными и финансируемыми местной, реже — федеральной властью, имеющими профессиональный штат.

Галина Владимировна Варганова, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГИК