Библиотеки мегаполиса. Неизбежность перемен

(Часть II — кадровое обеспечение)

Одним из актуальных и наиболее проблемных вопросов в библиотечной сфере является кадровое обеспечение. Правильно подобранный персонал и грамотная кадровая политика — это твёрдая гарантия успеха работы любой библиотеки.
Зачастую инновации в российских библиотеках разбиваются о глухую стену непонимания или неспособности работников воспринять нововведения. Руководителям многих библиотек и структурных подразделений приходится в буквальном смысле заставлять своих подчинённых работать «по-новому», а это упущенное время и сомнительный результат, поэтому предлагаю рассмотреть существующие проблемы работы с кадрами в библиотеках и попытаться выработать практические рекомендации по кадровому обеспечению библиотек мегаполиса.
Введя «новый формат» деятельности бюджетных учреждений, государство поставило библиотеки в условия существования по принципу «минимум субсидий — максимум внебюджетных доходов». Если сопоставить этот принцип с основной задачей библиотек (согласно действующему законодательству, это предоставление населению бесплатных информационно-библиотечных услуг), то получается, что прежде чем библиотеки начнут зарабатывать, необходимо научить этому их сотрудников, не способных сопрягать свою деятельность с коммерциализацией в любых её проявлениях.
Большинство библиотекарей — это работники с «советским прошлым». Поймите меня правильно: это не плохое и не обидное словосочетание! Они прекрасные, образованные люди, отличающиеся при этом особым стилем поведения, изменить который практически невозможно. Как бы ни было обидно, но большинство таких работников воспринимают в штыки любые инновации и нововведения. Им трудно, а подчас невозможно изменить себя и тем самым перестроить свою работу, поменять свой подход к ней.
Вторая отличительная особенность библиотечно-информационной сферы, спровоцировавшая, по моему мнению, кадровый кризис и значительно снизившая престиж профессии, — это среднее специальное образование. Многие библиотечные специалисты, получившие изначально среднее специальное образование, будут категорически не согласны со мной, и причины возмущения могут быть разнообразными, однако давайте рассуждать логически.
Безусловно, для многих отраслей среднее специальное образование крайне важно и по настоящее время не теряет своей актуальности. Возьмём, к примеру, токаря, получившего среднее специальное образование. Он ежедневно работает в цеху, обрабатывает определённое количество заготовок для деталей (так называемые болванки). Его устраивает работа, оплата, уровень образования, он отличный специалист и производит качественную продукцию. Дисциплины высшей школы, включая психологию, социальную коммуникацию, логику и прочие категории знаний, изучаемые в высших учебных заведениях, ему потребуются только в случае его личной заинтересованности и желании. Государство, понеся определённые затраты на обучение токаря, в итоге получило классного и квалифицированного специалиста.
Как же работает эта схема в случае, если речь идёт о библиотечном специалисте со средним специальным образованием? Государство затрачивает средства на его подготовку, затем он идёт на работу в библиотеку. Стоит принять во внимание, что лишь немногие из таких выпускников стремится сразу же получить профильное высшее образование. В случае продолжения обучения, теперь уже в высшем учебном заведении, встаёт вопрос: для чего государство затрачивало средства на подготовку специалиста со средним специальным образованием, если он мог получать качественное и оптимальное обучение с первого курса вуза, минуя профильный техникум или колледж?

Виталий Викторович Кикавец, заведующий юридическим отделом ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова», кандидат юридических наук