Библиотеки мегаполиса. Неизбежность перемен. (Часть III — аспекты управления)*

Одним из актуальных и наиболее проблемных вопросов в библиотечной сфере является кадровое обеспечение. Правильно подобранный персонал и грамотная кадровая политика — это твёрдая гарантия успеха работы любой библиотеки.
Безусловно, сохранение культурного наследия и информации является неотъемлемой частью политики любого государства, и эта задача делегирована соответствующим учреждениям — библиотекам федерального и регионального уровней. Возникает закономерный вопрос: почему реализация одной государственной функции в форме государственного задания в рамках, допустим, одного мегаполиса возложена на множество учреждений (юридических лиц) в рамках одного мегаполиса или региона? Кто-либо рассчитывал себестоимость затрат на содержание многочисленных библиотек мегаполиса в качестве отдельных юридических лиц и их социально-значимую функцию, которую, проводя параллель с бизнесом, можно было бы назвать «окупаемостью»? В чём положительные моменты такого выделения: одна библиотека — одно юридическое лицо?! У кого бы я ни спрашивал, ответы практически однотипные: мы так делали всегда, так сказали сверху или как скажут — так и сделаем!
Предлагаю для чёткого понимания изложенной проблематики кратко рассмотреть сущность юридического лица и всё, что связано с его функционированием.
Любое юридическое лицо (коммерческое, некоммерческое) обязано иметь Устав, зарегистрированный в налоговом органе, свой расчётный (в кредитной организации) или лицевой (в казначействе) счёт, руководителя, главного бухгалтера, иной персонал. Каждое юридическое лицо обязано встать на учёт и регулярно сдавать отчётность не только в налоговые органы, но и в иные государственные органы и организации, такие как фонд социального страхования, пенсионный фонд, военный комиссариат и т. д.
Помимо основного вида деятельности, в организации необходимо вести бухгалтерский учёт, заключать достаточное количество договоров, как то: на аренду или на право оперативного управления имуществом, на коммунальные и эксплуатационные расходы, на хозяйственные нужды и т. д. Для всего объёма работ необходим штат квалифицированных сотрудников, оплата работы которых должна быть соответствующей. Способна ли каждая библиотека в качестве самостоятельного юридического лица содержать штат квалифицированных работников? Способен ли учредитель найти такое количество руководителей библиотек, соответствующих высоким требованиям, предъявляемым к данной профессии? Не просто любое физическое лицо, способное работать на посту руководителя, а именно грамотного управленца, профессионала-библиотекаря, имеющего неподдельный авторитет среди библиотечного сообщества! Нет, это просто невозможно! Обилие библиотек как самостоятельных юридических лиц, администрация большей части которых состоит из непрофессиональных библиотекарей (см. статью о престиже профессии) наряду с приёмом на должности библиотекарей непрофессионалов, в конечном итоге значительно снизили статус профессии и общественный интерес к библиотекам в целом.

Плюсы централизации
Оптимальным выходом из сложившейся ситуации является создание единого юридического лица — библиотеки мегаполиса с развитой сетью филиалов. Как и говорилось ранее, это будут библиотеки значительно отличающиеся от имеющихся в настоящее время ЦБС по округам. Таких филиалов, с нашей точки зрения, необходимо не более одного-двух в каждом округе мегаполиса. Увеличение количества окружных филиалов будет всецело зависеть от их посещаемости и востребованности библиотечно-информационных услуг, от статистики оборота фонда оперативного доступа и показателей библиотечной логистики.
Во-первых, это позволит унифицировать административную и информационную политику. Задача по библиотечно-информационному обслуживанию населения мегаполиса ставится одному юридическому лицу – библиотеке мегаполиса, руководителем которой назначается профессионал, отличный управленец и менеджер, досконально знающий при этом библиотечное дело. Руководитель библиотеки мегаполиса обеспечивает единый подход реализации политики субъекта Российской Федерации в части библиотечно-информационного обслуживания населения не только функционированием библиотеки, но и через эффективную работу всех филиалов. Функционирование единой библиотеки как единого юридического лица позволит значительно уменьшить финансовые затраты на содержание и обеспечение библиотечно-информационной сферы региона. Функциями по всестороннему обеспечению деятельности библиотеки мегаполиса и ее филиалов всецело наделяются центральные (головные) структурные подразделения библиотеки мегаполиса в состав которых входят такие отделы, как: бухгалтерия, инженерно-технический, юридический, кадрового обеспечения, научно-методический, информационно-коммуникационных технологий, транспорта и логистики. Обособленной группой представляются отделы: комплектования, депозитарного и репозитарного фондов, а так же каталогизации и научной обработки, поскольку их основное размещение осуществляется не в здании библиотеки мегаполиса, а в помещениях основного фонда, располагаемого в специально оборудованном либо построенном здании на окраине мегаполиса либо за его пределами (в области мегаполиса) на незначительном удалении.
Во-вторых, при выраженной децентрализации работы российских библиотек на современном этапе в случае формирования единой библиотеки мегаполиса возможна централизация и создание вертикали управления библиотечным обслуживанием в каждом субъекте. Сильная вертикаль позволит определить и воссоздать единую политику библиотечно-информационного обслуживания населения. Библиотека мегаполиса способна самостоятельно, не проводя дополнительных встреч, переговоров, согласований и проч. с иными библиотеками региона (отдельными юридическими лицами), решать задачи по выполнению государственного задания, формировать отчёты и статистику, постоянно разрабатывать и совершенствовать планы и концепции развития библиотечно-информационного обслуживания населения мегаполиса на определенные периоды в динамическом развитии отрасли. Единообразие в подходах и концепции позволит более оперативно решать концептуальные задачи отрасли, выходить с законодательной инициативой и находить поддержку выборного представительного органа субъекта в части принятия важных и остро необходимых для библиотечно-информационного обслуживания нормативных правовых актов субъекта. Библиотека мегаполиса — это единая и сплочённая команда профессионалов библиотечного дела, нацеленная на постоянное повышение качества библиотечно-информационного обслуживания населения, на сохранение и приумножение фонда, а так же национальной культуры и языка. Централизация информационно-библиотечного обслуживания позволит сформировать единый сводный электронный каталог мегаполиса, обеспечив соблюдение и выполнение единых требований и стандартов. Поддержка, ведение и наполнение как сводного традиционного, так и сводного электронного каталогов мегаполиса будет одной из основных задач библиотеки. Библиотека мегаполиса с филиалами способна ввести и обеспечить функциональную работу единого читательского билета мегаполиса.
В-третьих, в условиях глобальной урбанизации и недостатка площадей для размещения библиотек создание сети филиалов библиотеки мегаполиса является оптимальным решением вопроса библиотечно-информационного обеспечения населения. При создании таких филиалов может допускаться типовая планировка на первых этажах новостроек в «спальных районах» мегаполиса, так как нет необходимости в строгой привязке к огромным площадям и техническим характеристикам перекрытий помещения, которые необходимы для повышенной нагрузки оборудования и фондов на каждый квадратный метр. Потребность в больших просторных площадях и специальных помещениях для хранения отпадает в связи с формированием единого удалённого фонда. Нет необходимости обеспечения специального хранения книжных памятников в каждом филиале, поскольку там будут размещаться «фонды оперативного доступа». Помещения филиалов могут предусматривать читальный и электронный читальный залы, небольшие приёмные-лектории, социальные комнаты (переговорные, игровые для детей, для размещения специальных служб: медиков, сотрудников полиции, МЧС при проведении массовых мероприятий) и кафе. В общем и целом планирование помещений филиалов библиотеки мегаполиса предлагается по принципу достаточного минимализма.
Я повторю, что не являюсь сторонником политики концепции: «Библиотека — третье место!» Библиотека всегда была, есть и будет основополагающим источником информации и знаний. Пытаться превратить библиотеку в досуговый или развлекательный центр — это бессмысленная пиар-затея в угоду «современным тенденциям» экономического развития, за которую впоследствии настоящим профессионалам-библиотекарям ещё будет стыдно. Но об этом позже. Принцип достаточного минимализма позволит сосредоточить все необходимые силы и средства библиотеки мегаполиса в каждом филиале исходя из сравнительно небольших площадей их помещений. Комфорт создают отнюдь не огромные читальные залы с высокими потолками, колоннами и проч., а уютные тихие помещения с эргономичной мебелью, уютным интерьером и специальным дизайном, направленным на создание психологической атмосферы для самостоятельной или коллективной работы, чтения и изучения информационных материалов. Фонд оперативного доступа в библиотеке и филиалах размещается в открытом доступе таким образом, чтобы обеспечить наблюдение и контроль работником библиотеки (в том числе и видеонаблюдение) за фондом и работой читателей.
Сокращение площадей помещений филиалов позволит значительно уменьшить финансовые затраты на их содержание, техническое обслуживание, эксплуатацию, уборку, охрану и проч. Как библиотека мегаполиса, так и её филиалы могут отказаться от дорогостоящей физической охраны путем организации и установки современных технических средств, среди которых технические средства контроля доступа в помещения (общие и служебные), а так же автоматической охранной, охранно-пожарной сигнализаций и многие др. К примеру, подключение сигнализаций, одновременно со снабжением работников филиалов тревожными кнопками, выведенным сигналом на пульт центрального наблюдения отделов вневедомственной охраны или частной охранной организации, время реагирования тревожных групп которых составляет от трёх до пяти минут обеспечит надлежащую и полноценную охрану помещений и имущества круглосуточно. Кроме того, это благоприятно скажется на имидже библиотеки, в которой читателей при входе не будут отпугивать люди в непонятной униформе, требующие с безразличным лицом паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность. Убирая физическую охрану, библиотека мегаполиса тем самым демонстрирует свою открытость и радушие читателю, для которого, собственно говоря, мы с вами и работаем.
В-четвертых, реализуется единый принцип организации доступа пользователей к информационному массиву единого фонда мегаполиса по средствам персональных компьютеров, единой сети библиотеки мегаполиса и интернета. Электронный контент представляется для широкого доступа читателей как в стенах библиотеки, так и за её пределами на материальных носителях с соблюдением авторских прав. Работы по согласованию, передаче библиотеке авторских прав, открытых лицензий и иных соглашений обеспечивают специалисты библиотеки мегаполиса. Оборудование для перевода информации на иные материальные носители, помимо бумажных, а так же необходимые сервера с базами данных могут быть сосредоточены либо в здании библиотеки мегаполиса, либо в помещении удаленного единого фонда. Устойчивая коммуникация между библиотекой, филиалами и удалённым единым фондом обеспечивается сотрудниками информационно-коммуникационного отдела.
В-пятых, единая библиотека мегаполиса позволит оптимизировать использование трудовых ресурсов и организовать эффективное использование рабочего времени команды профессионалов. Работники различных отраслей и специальностей, необходимых для всестороннего обеспечения функционирования библиотеки мегаполиса будут постоянно иметь рабочую нагрузку, которая может быть распределена планомерно на протяжении всего календарного года. Представим себе, к примеру, системного администратора библиотеки. В США библиотеки вообще не имеют в штате таких специалистов, ссылаясь на необоснованность затрат на его содержание по отношению к объему выполняемому последним работ. Наиболее выгодно привлекать таких специалистов по отдельным (разовым) договорам в ситуациях, когда действительно необходимы знания и навыки системного администратора — подключить и наладить сетевое соединение, установить специальные программы, произвести ремонт или устранить неполадки, возникшие при эксплуатации компьютерной техники. Учитывая, что подобное случается не каждый день и даже не каждую неделю, содержание квалифицированного инженера представляется экономически невыгодным и нецелесообразным. В российский библиотеках редко встретишь подразделения, в которых работают системные администраторы высокой квалификации, так же можно сказать о том, что рабочая нагрузка неравномерная иногда они работают на полставки. В любом случае в библиотеке любого уровня нет объёма работы, для ежедневной полноценной работы системного администратора.
Библиотека мегаполиса — отличный концептуальный вариант для кадрового управления и стратегии развития. Рассмотрим это на примере все того же системного администратора. Отдел информационно-коммуникационных технологий, штат которого полностью состоит из инженеров, системных администраторов, осуществляет техническое обеспечение библиотеки и каждого филиала в части нормального и бесперебойного функционирования всех видов технической коммуникации и работы компьютерной техники. Отдел имеет план работы на год, в котором предусмотрены все необходимые плановые мероприятия, а так же внеплановые работы по заявкам филиалов, либо в случае потери работоспособности технических устройств, их отдельных узлов и соединений. Аналогично и в случаях с другими центральными подразделениями библиотеки мегаполиса, поскольку нагрузка, объём необходимой к выполнению работы будет адекватным для формирования штата таких специалистов в части их оплаты и содержания.
В-шестых, представляется возможным унифицировать администрирование функционирования библиотечного дела в мегаполисе. Библиотека подготавливает и внедряет единые правила и стандарты обслуживания в мегаполисе, единые локальные акты, единая кадровая и финансово-экономическая политика, проводимые центральной администрацией. Центральная администрация включает в себя квалифицированный персонал кадровой, финансовой, юридической, экономической, научной и иных сфер деятельности, необходимых для функционирования библиотеки мегаполиса. Поскольку работа с учредительными документами юридического лица, внесение в них изменений, бухгалтерская налоговая и иная отчётности, кадровая работа, материально-техническое обеспечение, договорная работа, размещение заказа проводится центральной администрацией, филиалы занимаются исключительно деятельностью по библиотечно-информационному обслуживанию.
К примеру, на должности в библиотеку мегаполиса и её филиалы будут приниматься работники исключительно по итогам отборочных испытаний, проводимых единой квалификационной комиссией библиотеки, а так же представителей государственного органа власти, научно-педагогического состава профильных образовательных организаций. Указанное позволит оптимизировать и организовать единую эффективную и устойчивую кадровую политику в библиотечной сфере мегаполиса, в том числе подобрать квалифицированные кадры, сформировать кадровый резерв библиотеки, сформировать планы и графики повышения квалификации и профессиональной подготовки, прохождения периодической аттестации, а так же установить контроль их выполнения.
Учитывая, что все процедуры, связанные с поставкой товара, выполнением работ и оказанием услуг осуществляются в Российской Федерацией путём размещения заказов, организация библиотечно-информационного обслуживания в мегаполисе единой библиотекой позволит создать на её базе специализированное подразделение по размещению заказов для нужд библиотеки и её филиалов. Данное структурное подразделение способно обеспечить полный цикл приобретения для библиотеки товаров, работ и услуг, начиная от их планирования, заканчивая принятием результатов. Специалисты разработают технические задания с учётом специфических отраслевых требований, организуют мероприятия по размещению заказа, заключат договора, обеспечат их исполнение, проведут аудит и анализ эффективности их исполнения, при необходимости вступят в претензионную и исковую работу и т. д.
И самое главное — единый удалённый фонд. Фонд, представляющий имущественную казну региона, находится в распоряжении библиотеки мегаполиса. Единый фонд размещается на окраине мегаполиса либо на незначительном удалении от него. Такое размещение позволит без ущерба для городской планировки хранить все имеющиеся единицы фонда. Возможно не только строительство нового специального здания для размещения единого фонда, но и использование имеющихся зданий и строений после их перепланировки и создания специальных условий для хранения фонда, его обработки и логистики.
Централизация управления единым фондом позволит аккумулировать все средства, выделяемые на его пополнение и реставрацию.
Кроме того, формирование единого фонда на базе одного юридического лица, позволит формировать «фонды оперативного доступа» в каждом из филиалов. Основа таких «фондов оперативного доступа» — это и классика, и новые поступления, и наиболее востребованная литература, а также отдельные периодические издания, отобранные по итогам анализа статистики оборота единого фонда в каждом конкретном филиале. Наименования, жанры и количество экземпляров информационных документов так же ставятся в зависимость от конкретного округа (района) мегаполиса и его инфраструктуры, равно как от наличия и количества учебных заведений, офисов, жилых кварталов.
В итоге функционирование единой библиотеки мегаполиса и филиалов позволит не только чётко реализовать единую политику в сфере библиотечно-информационного обслуживания, но и оптимизировать кадровое и финансовое обеспечение библиотечной отрасли мегаполиса.

* Продолжение. Начало см. № 24 (186) 2012, № 01 (187) 2013, № 02 (188) 2013

Виталий Викторович Кикавец, заведующий юридическим отделом ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова», кандидат юридических наук