Как выполняются указания Президента России
Навстречу Всероссийскому Библиотечному конгрессу — XXII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации
Жизнь культуры в её повседневных массовых практиках — это не премьеры Большого театра, не блеск выставок Эрмитажа и не драматизм постановок Льва Додина. И даже не семейный поход в областной театр на заезжую знаменитость. Про ТВ, кино и интернет не говорим вообще, ибо там нет главного для культуры — живого диалога, общения. Что остаётся? Точнее, выходит на первое место. Клуб и библиотека. Именно они, являясь наиболее массовыми учреждениями, несут в себе основной культурный потенциал, раскрывая его, когда вы приходите в эти организации. Именно с этих, как сегодня принято говорить, институций, должна начинаться культурная политика, если мы хотим, чтобы она была направлена на выполнение важного требования российской Конституции: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст. 44).
Начиная с 2012 г. — на уровне постановки государственных задач — культура стала существовать в обновленных условиях. Майские (2012 года) указы Президента России включили культурную деятельность в число значимых приоритетов социальной политики государства. Прежде всего, это коснулось самого больного вопроса — заработной платы работников отрасли. В соответствии с указом Президента России от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 г. средняя заработная плата работников учреждений культуры должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе. Эта задача была поставлена с важной оговоркой: «не менее трети средств на повышение заработной платы должно быть изыскано за счёт реорганизации неэффективных организаций». Так был дан старт оптимизации отрасли культуры.
Уже в 2013 г. в Методических рекомендациях Минкультуры, разосланных в регионы письмом от 07.03.2013 №24-01-39/13-ГИ констатировалось: «Вызывает тревогу, что оптимизационные меры, призванные обеспечить наиболее эффективные пути развития учреждений культуры, сводятся к механическому сокращению не только штатной численности отдельных организаций, но и сокращению сетевых единиц… дальнейшее сокращение числа учреждений культуры, особенно на муниципальном уровне, приведет к угрожающему ухудшению инфраструктурной обеспеченности, и как следствие — качества жизни россиян. При проведении любых структурных преобразований необходимо учитывать Социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской федерации от 13 июля №923, которые в ряде регионов уже на данный момент далеки от нормативных». Эта важная и трезвая оценка первых массовых «перегибов на местах» в 2014 г. была подкреплена беспрецедентным шагом по укреплению роли культуры в экономике страны и жизни общества. Президент России своим указом от 24 декабря 2014 г. утвердил «Основы государственной культурной политики»1.
В «Основах» перед органами власти всех уровней была поставлена задача по «сохранению сложившейся сети организаций культуры, созданию условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности». Особо сказано о «сохранении библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятии мер по модернизации их деятельности». Только сохраняя и развивая сеть организаций культуры в городе и на селе можно усилить социальную роль «таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания».
Итак, можно констатировать, что с 2012 г. были установлены не только чёткие целевые установки по развитию сферы культуры и поддержке её работников, но и важные ограничения на использование «механических сокращений» учреждений культуры.
Сергей Басов, заведующий научно-методическим отделом РНБ, член Правления РБА, Санкт-Петербург
Маргарита Аврамова, заведующая сектором научно-методического отдела РНБ, Санкт-Петербург

