Гендерная сегрегация труда — ситуация, характерная для многих современных профессий. На её основе выделяют сферы деятельности только мужские и только женские. Библиотечная профессия также не избегла этой участи.
Сегодня большинство библиотекарей — это женщины, а в сознании людей давно закрепился стереотипный образ библиотекаря, в роли которого выступает женщина средних лет. Одна из причин возникновения таких стереотипов — недостаточная осведомлённость людей в том, чем гендер отличается от биологического пола.
Понятие «гендер» было введено в науку в 1958 г. американским психоаналитиком Робертом Столлером. По его мнению, гендер — социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»1. Сегодня существует множество трактовок этого термина. Универсальное определение представлено в Большой Российской Энциклопедии: «Гендер — социально и культурно обусловленные отношения между полами, в отличие от биологических характеристик человека, определяемых категорией пола»2. На основе гендерной идентичности выделяют специфические стереотипные качества, которые присущи женскому (интуитивность, конкретность, инструментальность) и мужскому (логичность, абстрактность, экспрессивность) гендеру.
Что касается профессии библиотекаря, то как и в некоторых других (учитель, врач), ситуация в этой сфере неоднозначна. Исторически библиотечная профессия долгое время оставалась мужской. Это связано с тем, что библиотекарями, в основном, были представители духовенства и элиты общества. До XIX в. существовали значительные ограничения не только в участии женщин в науке, но и в возможности посещения церковных и публичных учреждений. Однако уже со второй половины XIX в. в библиотеке всё чаще можно было встретить женщин как сотрудниц библиотек. Такие тенденции, в первую очередь, были заметны в США и Великобритании. Конечно, встречаются исключения — женщины, которые занимались этой профессией ещё раньше, в Древнем мире и Средневековье, — но речь идёт о глобальной феминизации библиотечной профессии, которую мы можем наблюдать сегодня. Таким образом, история данной профессии уже заставляет усомниться в том, что она является только мужской или только женской. Если библиотечная сфера зародилась изначально как исключительно мужская, то глобальная феминизация, которая наблюдается сегодня, просто не могла бы произойти.
Как уже было сказано ранее, профессии делятся на «мужские» и «женские» согласно тому, какие гендерные качества они требуют. Чтобы понять, какие качества требует библиотечная профессия, предлагается рассмотреть каждое из них, мужское и женское, в отдельности и в сопоставлении.
Мария Сергеевна Рымарева, студентка 2-го курса библиотечно-информационного факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
1 Stoller R. J. Sex and gender: The development of masculinity and femininity / R. J. Stoller. — Routledge, 2020. — 400 p.
2 Барчунова Т. В. Гендер / Т. В. Барчунова // Большая российская энциклопедия. — Т. 6. — Москва, 2006. — С. 532.

