Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать,
И, заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.
М. Матусовский
В тексте одной из самых известных песен «про окна» — «Московские окна» — два наших библиотечных ключевых слова — «книги» и «читать». Может, это не случайность? Что мы знаем о библиотечных окнах? И что должны знать, чтобы это стало ещё одним важным профессиональным знанием?
Традиционно вопрос библиотечных окон рассматривается в отечественном библиотековедении в аспекте освещённости помещения и защиты книжного фонда от прямых солнечных лучей, шума, пыли: «Для современной библиотеки особенно важно обращать внимание на защищённость от излишнего солнечного света»1, «… слишком большие окна дают избыток света и воздуха, но одновременно проникает лишнее тепло (холод), городской шум, пыль и т. п.»2.
Библиотечное окно как «NO»
«Опасность» окон библиотек имеет и социальный контекст. Окна — это простой путь для похитителей книг, а потому их укрепление разными способами — также злободневная проблема для практиков. Окна буквально открывают взору посторонних то, что не хотелось бы показать. Знаю случай из недавнего прошлого, когда в библиотеке строго запрещалось раздвигать жалюзи: а вдруг проходящий мимо «начальник» увидит, что в библиотеке нет читателей!
А скучное, безликое, бесхитростное, мягко говоря, оформление окон большинства российских библиотек! Цветочки из разряда тех, что стоят на домашних подоконниках, в неприглядных кашпо, а то и просто в непонятных банках, обёрнутых подарочной бумагой; тюль, также из тех видов, что украшают окна многих квартир… Для многих это, к сожалению, признак «домашнего уюта» в библиотеке. А почему в организации культуры должно быть «по-домашнему»?! А «по-тюремному» мы согласны? Не секрет: железные решётки вместо современных охранных устройств до сих пор защищают окна многих библиотек. Как писалось несколько лет назад о московских библиотеках, «Библиотека отделяет себя от города — окна занавешены, на них решетки. На дверях тоже решётки — похоже на гараж или отделение милиции»3, «Снаружи библиотеки больше похожи на следственные изоляторы временного содержания»4.
Закрытые разными способами окна — это не просто примета библиотек определённого времени, это символическое отражение профессионального мировоззрения этого периода. Периода, когда мы работали без особой ориентации на то, что было «за окном»; когда библиотекари «обеспечивали» себя работой и без приходящих читателей; когда понятие «сохранность фонда» было доведено до абсурда: пусть книга никому не нужна, но она — в отличном состоянии, не пострадала от солнечного света.
При этом функциональные ресурсы окна в организации библиотечного обслуживания, их эстетика в рамках общей концепции организации пространства, дизайна библиотеки находились и, по большому счёту, и сейчас находятся вне должного внимания специалистов.
Одним словом, посмотрим на окна, заглянем в окна наших библиотек — многое о них узнаем.
Запланированное воздействие — через библиотечное окно?
Сегодня наша отрасль активно интегрирует знания других сфер, в частности, имиджелогии как научно-прикладной дисциплины, которую образно называют искусством «управлять впечатлением». Имиджмейкеры особое значение уделяют визуальному имиджу организаций, воздействие которого в большей степени направлено не к тем, кто уже является клиентом организации, а к внешней аудитории, которую ещё предстоит завоевать, которая зачастую сознательно находится в наблюдательной позиции. В частности это органы государственного контроля и регулирования; фирмы-конкуренты; органы местной власти; население, проживающее в местах расположения основных производственных и сбытовых подразделений фирмы и др.5
В формировании визуального имиджа организации используется определенная технология, основанная, в том числе, на применении визуальных средств: создании фирменной упаковки, оформлении витрин, офисов, выставок, разработке макетов объявлений и др.6 В рассмотрении этого вопроса специалисты применяют и другую терминологию, в частности, «носители фирменного стиля», к которым относят архитектурную среду компании (особенности дизайна интерьера, оформление фасада здания, входных групп; ландшафтный дизайн и т. п.), внутренний и внешний дизайн строений, вывески7.
Современная библиотека выступает как организация, озабоченная проблемой имиджа, а значит, и его визуальной составляющей. Легко заметить, что обозначенная нами тема окон логично вписывается в содержание понятия «визуальный имидж организации», так как связана и с дизайном интерьера, и с оформлением фасада и внешним дизайном строения, и с оформлением витрин (в случае, когда окна рассматриваются как витрины).
Так, М. Ю. Матвеев, исследователь имиджа библиотеки как социокультурного феномена, среди его разных компонентов вычленяет «имидж здания» в составе: состояние прилегающей территории, двери и окна, вестибюль, лестницы, каталоги, внутренний двор, оформление кафедр выдачи, наличие статуй или бюстов. При этом поставлена задача: «Необходимо стремиться к тому, чтобы каждая библиотека имела своё “лицо”, поскольку только в этом случае можно говорить о создании запоминающегося имиджа»8.
Леся Васильевна Сокольская, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры, кандидат педагогических наук
1 Справочник библиотекаря [Текст] / Науч. ред. А. Н. Ванеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2013. — С. 612.
2 Балашова Е. В. Библиотечный дизайн: учеб. пособие [Текст] / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев. — М.: Гардарики, 2004. — С. 151.
3 Филиппова Т. В поисках «третьего места» [Текст] / Т. Филиппова // Библиотечное Дело. — 2012. — №9. — С. 1.
4 Зашторенные окна московских библиотек [Текст]. // Библиотечное Дело. — 2013. — №11. — С. 12.
5 Визуальный имидж организации // Теория дизайна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/xoroshie-raboty-po-imidzhelogii-2006-2012/veselova-nadezhda.-firmennyj-stil.html
6 Технология создания имиджа организации // Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studbooks.net/868024/marketing/tehnologiya_sozdaniya_imidzha_organizatsii
7 Фирменный стиль как средство создания визуального имиджа организации // Теория дизайна [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/imidzhelogija_sdacha_rabot/firmennyj-stil-kak-sredstvo-sozdaniya-vizualnogo-imidzha-organizacii.html
8 Матвеев М. Ю. Имидж библиотек как социокультурный феномен: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук / М. Ю. Матвеев. — СПб., 2009. См. также: http://otherreferats.allbest.ru/culture/00086863_0.html

