Cовременная библиотека — это не только площадка для развития творческого потенциала посетителей библиотеки, это и площадка для развития творческого потенциала её сотрудников. Особенно это касается молодых сотрудников, которые, может, не всегда обладают достаточным опытом в каких-то вопросах, но искренне верят в библиотеку, своё дело, и хотят проявить себя.
К сожалению, иногда креатив молодых сотрудников гасится, бюрократизируется, подавляется, что в самых печальных случаях приводит к разочарованию профессией, уходом из неё.
Ещё в 1901 г. немецкий психолог Карл Гроос ввёл в научный оборот фразу «удовольствие быть причиной» — у детей (а если посмотреть шире — вообще у всех) осознание того, что именно они стали причиной некого события, вызывает восторг, который становится фундаментальной основой для всего их последующего опыта. При этом эксперименты показали, что если сначала позволить человеку открыть для себя восторг от возможности воздействовать на окружающую среду, а затем запретить это делать, получатся впечатляющие результаты: сначала возникает ярость, затем отказ от взаимодействия, потом нечто вроде кататонического ступора и полная изоляция от окружающего мира. В этом описании, если судить по нашим наблюдениям, молодые специалисты зачастую видят себя самих: приходя на работу в библиотеку, они воспринимают свою работу как возможность реализации своего творческого потенциала, как возможность воздействовать на окружающую среду, меняя её к лучшему. Продвижение книжного фонда и библиотеки вообще, библиографические исследования, создание новых акций в поддержку чтения — всё это даёт возможность молодёжи не только проявить себя, но и сделать библиотеку актуальным культурным учреждением. Если же возможность делать нечто значимое у сотрудника забирают, очень скоро это приводит к ослабеванию интереса к профессии и уходу из неё.
Говоря об этом, мы опираемся на идею партиципаторности культурных учреждений, или идею соучастия. Смысл данной идеи заключается в том, что для того, чтобы вернуть интерес публики к учреждениям культуры, нужно пригласить посетителей быть активными участниками, а не пассивными потребителями. Для этого активными участниками процесса должны быть, в первую очередь, сами сотрудники учреждения культуры. А основных принципа у соучастия всего два: заданные ограничения создают каркас для творческой деятельности, а индивидуальный подход поддерживает социализацию.
Иными словами — у библиотеки должно быть свое лицо, которое выражается через её сотрудников. Здесь, кстати, большую роль играют социальные сети и возможность сотрудников творить и с их помощью. Если сотрудники и волонтёры ведут, с одобрения руководства, профессиональный блог, это полезно и для его участников, и для учреждения. Тем самым создаётся и развивается внутренняя память, а сотрудники знакомятся с основными правилами обслуживания посетителей. Самое важное — у них появляется желание продвигать своё учреждение не только в рамках рабочих обязанностей, но и вне их.
Людмила Валентиновна Феноменова, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, ведущий библиотекарь Центра междисциплинарных исследований, председатель Молодёжного совета Библиотеки иностранной литературы, Член Постоянного комитета Молодежной секции Российской библиотечной ассоциации

