Формирование культуры досуга молодёжи является одной из актуальных проблем современного социума. Использование свободного времени молодыми людьми выступает своеобразным показателем уровня культуры, духовных интересов и потребностей общества.
Досуг — широкая сфера культурной жизни, где происходит реализация культурного, творческого и духовного потенциала молодёжи, а также процесс социализации. Именно в сфере досуга молодой человек имеет возможность выразить своё «Я», поступать так, как хочет, а не «как должно». На почве конфликтов с социумом, демонстрирующим непонимание сформировавшихся у молодёжи собственных, как правило, отличных от устоявшихся ценностей возникают определённые группы, которые именуются субкультурами.
По мнению П. А. Пономарёва1, молодёжные субкультуры подменяют реальные ценности и общественную жизнь, уводят в эскапизм, предлагают суррогатное участие в приключениях лирических героев. Однако субкультуры также помогают в процессе социализации личности. Часто молодые люди находят друзей и разрешают свои проблемы именно в рамках субкультуры. Погружение в неё помогает избежать депрессий и чувства одиночества
Первые субкультуры возникли после Второй мировой войны, когда у молодёжи появилось свободное время и досугу стало уделяться повышенное внимание. Сегодня их насчитывается множество, и каждая обладает собственным набором ценностей и отличий. Современным подросткам предоставляются широчайшие возможности при выборе собственного пути и образа жизни. У кого-то погружение в субкультуру — лишь преходящий этап, кто-то же связывает с ней всю жизнь.
Как отличить субкультуру от сообществ? Как считает А. С. Гребнёв2, если люди в одно и то же время собираются на танцы — это сообщество; но если они вырабатывают особый стиль поведения, одежды и других атрибутов, отдают предпочтение определённой музыке и, наконец, придумывают название своему сообществу, оно становится субкультурой.
В конце 1990-х гг. молодёжь Юго-Восточной Азии охватило увлечение массовой корейской культурой. В СМИ появился специальный термин — «халлю», «корейская волна». «Халлю» — явление многоплановое и структурированное. Оно затрагивает политику, идеологию, бизнес, имидж страны и корейского народа. В его основе лежит южнокорейская массовая культура — прежде всего кинофильмы, дорамы, поп-музыка. Оно также охватывает туризм, моду, бижутерию, галантерею, сувенирную продукцию, национальную кухню, в том числе кимчи, многое другое с лейблом «Made in Korea»3. Прошло более двадцати лет с того момента, как южнокорейская массовая культура стала известна за пределами страны. Сегодня ареал распространения «корейской волны» не ограничивается территорией Юго-Восточной Азии, она достигла Европы, Америки, Ближнего Востока и даже некоторых стран Африки.
Эта волна накрыла и белорусскую молодёжь. В Беларуси стремительно растёт интерес к изучению корейского языка. Создаются группы в социальных сетях, интернет-сообщества, посвящённые музыкальным группам, сериалам, актёрам, проводятся фестивали, на которых фанаты корейских поп-звезд могут продемонстрировать свои танцевальные и музыкальные навыки. K-pop (от англ. korean pop) развился в масштабную субкультуру.
Корейская волна дошла и до библиотек, которые в последнее время всё чаще выступают в качестве «третьего места», площадки для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия, социокультурного центра, ориентированного на потребности читателя. Всё это вполне укладывается в такое направление деятельности, как массовая работа. Одной из её форм являются клубы по интересам. Они объединяют людей, испытывающих потребность в культурных контактах, социальном общении, самовыражении. Любая из существующих субкультур чем-то близка клубу по интересам.
Екатерина Юрьевна Запольских, библиотекарь І категории Национальной библиотеки Беларуси, соискатель, Белорусский государственный университет культуры и искусств , г. Минск
1 Пономарёв П. А. Ценностные ориентации представителей субкультур / П. А. Пономарёв, Д. О. Рудь // Научный журнал. — 2017 . — №7(20). — С. 90.
2 Гребнёва А. С. Молодёжные субкультуры: от «А» до «Я» / А. С. Гребнёва, И. Г. Мальцев // Молодёжь в новом тысячелетии: проблемы и решения: матреиалы IV региональной научно-практической конференции. — 2017. — С. 113.
3 Гармаханов М. Ц. Политическое и экономическое влияние корейской волны в начале ХХІ века / М. Ц. Гармаханов // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013 . — №8. — С. 79.

