Ни для кого не секрет, что объёмы информации с каждым годом стремительно возрастают, её распространение ускоряется, увеличивается многообразие. Совсем недавно интернет не рассматривался как непосредственный источник получения рекомендаций по чтению, но уже сейчас можно отметить возрастающую популярность буктьюбов — каналов на видеохостинге “Youtube” с обзором книжных новинок и новостей.
Ведущие буктьюбов — люди самых разных возрастов и профессий, которые обозревают новинки книжного рынка, любимые произведения, рассказывают о любимых писателях, и делают это порой лучше современных библиотекарей и представителей книготорговых компаний. Однако достижения библиотечных специалистов в этой сфере становятся особенно приятным открытием. Ведущая книжного канала “Mara Book” Тамара Хакимова — профессиональный библиотекарь-буктьюбер. Она проработала в библиотеке около 30 лет, а с 2013 г. ведёт свой видеоканал о книгах, за которым следят около 5 тыс. человек. Разносторонне рассказывая о литературе, Тамара призывает подписчиков участвовать в выборе следующей книжной темы и даже берёт интервью у читателей своей библиотеки.
Содержанием для книжного обзора буктьюбера может стать целый список книг, прочитанный за месяц, или детальный разбор одной конкретной книги, с обращением к биографии автора и вниманием к стилистическим особенностям текста. Кажется, что для большинства буктьюберов книги — исключительно развлечение. Однако читать они действительно любят, причём в огромных количествах. Это люди, благодаря которым выживают современные издатели. Трудно не заметить, что львиная доля буктьюберов рекламирует новинки издательств.
Несомненно, популярность буктьюбов зависит от ораторского мастерства и харизматичности их авторов. Существуют каналы, количество подписчиков которых достигает нескольких десятков тысяч. Форматы повествований о книгах при этом самые разные: от лекций с глубоким погружением в литературный материал до очень эмоциональных и шуточных обзоров. Существуют буктьюб-каналы, рассчитанные на массовую аудиторию («Бублионариум», каналы Людмилы Личи, Ольги Миклашевской и т. п.), но есть и весьма оригинальные: например, видеоканал “Thug Notes”(«Записки головореза»), где обзоры произведений классиков от Шекспира до Оруэлла подаются в рэп-формате в сопровождении смешных картинок и анимации. На вопрос портала “Hello, blogger” о том, какие форматы продвижения книги интересны аудитории (обзоры, рецензии, рейтинги и т.п), автор известного канала «Теория большого чтива» Мария Покусаева отвечает, что одним из эффективных навигаторов в литературе являются специально составленные списки книг а ля «20 лучших книг для детей» или «Книги, который должен прочитать каждый».
Движение буктьюберов развивается во всем мире. В пространстве Рунета сейчас более 300 блогеров. Популярность буктьюберства объясняется не только удобством получения информации о какой-либо книге, но и тем, что для многих из нас по-прежнему важно почувствовать себя частью читающего сообщества, ведь книга — обязательный элемент высокой культуры и, несмотря на сетования некоторых скептиков, уверенная позиция чтения в сфере интересного и полезного досуга вовсе не утрачена.
С. С. Сыромятникова, руководитель Центра поддержки и развития чтения ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека»

