Взаимодействие семьи и библиотеки. Важный фактор формирования читателя-ребёнка

Проблема снижения у детей интереса к чтению в современном информационном обществе стоит особенно остро. Меньше времени уделять чтению художественной литературы стали и родители. Это связано с развитием информационных технологий и высокой занятостью работающих родителей. Как следствие — читать стали меньше в кругу семьи родители вместе с детьми.
Исследования на эту тему Л. В. Сокольской, Е. И. Голубевой, Н. К. Сафоновой, Л. М. Цыганковой, Е. А. Николаевой, И. Н. Тимофеевой, Т. В. Холодницкой подтверждают снижение значимости роли книги в семейном воспитании, а также ослабление коммуникативной системы «ребёнок — семья — библиотека». А ведь семья всегда являлась самым эффективным фактором воздействия на отношение детей к чтению. Поэтому приоритетной задачей детской библиотеки становится в последние годы создание благоприятной среды для совместного чтения читателя-ребёнка и его родителей. Эта задача особенно актуальна в связи с объявленным в 2018–2027 гг. в Российской Федерации Десятилетием детства (Указ Президента РФ об объявлении в РФ Десятилетия детства №240 от 29 мая 2017 года). Поэтому сейчас идёт постоянный поиск новых форм и методов работы библиотек семьями.
С января по ноябрь 2017 г. сотрудниками Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых с целью поддержки чтения, выявления особенностей отношения родителей и детей к совместному чтению, а также к различным его формам для совершенствования деятельности библиотек по развитию семейного чтения было проведено социологическое исследование «Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребёнка» посредством анкетирования.
В исследовании под семейным чтением понимается совместная читательская деятельность родителей и детей в условиях творческого общения, которая направлена на развитие и обогащение нравственных качеств и эстетической культуры личности. Исследование проводилось с опорой на утверждённую Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. (Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2017 №1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»).
Гипотеза исследования основывалась на предположении, в соответствии с которым изучение отношения родителей и детей к совместному чтению, а также к различным его формам позволит определить подходы к созданию условий для развития семейного чтения в библиотеках Краснодарского края.
Исходя из поставленной цели были обозначены задачи исследования:
• определить степень заинтересованности родителей в воспитании интереса к чтению у детей;
• определить место, которое занимает чтение в структуре свободного времени родителей и детей;
• выявить способы приобщения детей к чтению в семьях;
• изучить отношение родителей и детей к разным формам работы библиотеки с семьей.

Ирина Викторовна Гадула, заведующая сектором научно-исследовательской работы научно-методического отдела Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых