Взрослый и ребенок. Резонанс читающих личностей

В Ростове-на-Дону создан Центр книги и чтения «Золотое руно». Его работа нацелена на приобщение не только детей, но и родителей к художественной книге, создание среды для актуализации творческих процессов чтения.
Из­ве­ст­но, что бо­лее 30% взрос­ло­го на­се­ле­ния Рос­сии не чи­та­ет во­об­ще, ко­ли­че­ст­во лю­дей, не име­ю­щих лич­ных биб­ли­о­тек, в 2000 г. уве­ли­чи­лось до 34% (дан­ные ВЦИ­ОМ). Фор­ми­ру­ет­ся по­ко­ле­ние не­чи­та­ю­щих ро­ди­те­лей, воз­ни­ка­ет про­бле­ма пе­ре­да­чи де­тям ду­хов­ной куль­ту­ры, в ча­ст­но­с­ти, книж­ной. Мож­но кон­ста­ти­ро­вать по­сте­пен­ное раз­ру­ше­ние тра­ди­ций об­ще­ния с Кни­гой, чте­ния. Свя­зан­ные с этим ог­ром­ные пла­с­ты раз­ви­тия по­про­с­ту ис­че­за­ют из дет­ст­ва, не ис­поль­зу­ю­ще­го ду­хов­ный и твор­че­с­кий по­тен­ци­ал, за­ло­жен­ный в са­мой воз­мож­но­с­ти чте­ния.
Чув­ст­вуя от­вет­ст­вен­ность за про­ис­хо­дя­щее и по­ни­мая, что за­бо­та о де­тях, кни­ге и чте­нии — при­ори­тет­ная де­я­тель­ность дет­ской биб­ли­о­те­ки, об­ла­ст­ная дет­ская биб­ли­о­те­ка им. В. М. Ве­лич­ки­ной (г. Рос­тов-на-До­ну) ос­т­ро ста­вит эту про­бле­му пе­ред ме­ст­ным со­об­ще­ст­вом, об­суж­да­ет ее в сре­де кол­лег, пре­по­да­ва­те­лей школ и ву­зов, пи­са­те­лей и др. на от­кры­тых дис­кус­си­ях, «круг­лых сто­лах», кон­фе­рен­ци­ях, в пе­ча­ти, на ме­ст­ном ра­дио, те­ле­ви­де­нии, ма­с­тер-клас­сах.
Биб­ли­о­те­ка раз­ра­бо­та­ла и в те­че­ние двух лет осу­ще­ств­ля­ет про­ект «От­кры­тая кни­га». В не­го вхо­дят про­грам­мы «Дре­во жиз­ни», «Бо­га­тый ко­ло­дезь», «Вос­крес­ная ли­те­ра­тур­ная гос­ти­ная», «Во­лон­те­ры книж­ной куль­ту­ры», «Книж­ный Ков­чег», «Вол­шеб­ни­ки при­хо­дят к лю­дям».
Мы счи­та­ем, что ос­но­вой со­хра­не­ния и раз­ви­тия Книж­но­го дет­ст­ва яв­ля­ет­ся ак­ту­а­ли­за­ция сущ­но­ст­ных книж­ных тра­ди­ций, свя­зан­ных с ду­хов­но-твор­че­с­ким по­тен­ци­а­лом кни­ги и чте­ния: по­ни­ма­ние зна­че­ния и ро­ли кни­ги в жиз­ни че­ло­ве­ка во всей пол­но­те воз­мож­но­с­тей и раз­ви­тие чте­ния как твор­че­ст­ва. Имен­но это — обя­за­тель­ное ус­ло­вие «ожив­ле­ния» ду­хов­ной де­я­тель­но­с­ти.
Важ­но со­сре­до­то­чить уси­лия на кон­крет­ном ре­ше­нии про­блем. По­это­му со­хра­не­ние и раз­ви­тие книж­ных тра­ди­ций Дет­ст­ва мы ви­дим в ис­поль­зо­ва­нии раз­но­об­раз­ных но­вых форм при­об­ще­ния к кни­ге. Так­же мы пе­ре­ос­мыс­ли­ли воз­мож­но­с­ти и из­ве­ст­ных всем ме­то­дик, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют твор­че­с­кой при­ро­де чте­ния.
Все это при­ве­ло нас к идее ор­га­ни­за­ции Цен­т­ра кни­ги и чте­ния «Зо­ло­тое ру­но». Здесь прин­ци­па­ми ра­бо­ты бу­дут: лю­бовь к ре­бен­ку, раз­ви­тие его спо­соб­но­с­тей, твор­че­ст­во, ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход, иг­ра, при­ме­не­ние ин­тер­ак­тив­ных, ги­пер­тек­с­то­вых ме­то­дик, оп­ти­мизм.
Цель Цен­т­ра — при­об­ще­ние де­тей и их ро­ди­те­лей к ху­до­же­ст­вен­ной кни­ге че­рез твор­че­ст­во на ос­но­ве сов­ме­ст­ной де­я­тель­но­с­ти де­тей, ро­ди­те­лей, во­лон­те­ров, биб­ли­о­те­ка­рей и за счет со­зда­ния сре­ды для ак­ту­а­ли­за­ции твор­че­с­ких про­цес­сов чте­ния. Она вклю­ча­ет та­кие сфе­ры де­я­тель­но­с­ти, как иг­ра, фан­та­зи­ро­ва­ние и со­чи­ни­тель­ст­во, ил­лю­с­т­ри­ро­ва­ние, те­атр, ре­жис­си­ро­ва­ние и т. д. За ос­но­ву взят прин­цип: от вну­т­рен­ней при­ро­ды чте­ния — к внеш­не­му про­яв­ле­нию в де­я­тель­но­с­ти — и сно­ва к вну­т­рен­ней при­ро­де про­цес­са.
За­да­чи Цен­т­ра:
1. Со­зда­ние ус­ло­вий для твор­че­с­ко­го чте­ния ху­до­же­ст­вен­ной кни­ги на ос­но­ве при­ме­не­ния ин­но­ва­ци­он­ных ме­то­дик и раз­ви­тия иг­ро­вой сре­ды.
2. Фор­ми­ро­ва­ние от­кры­то­го, сво­бод­но­го и по­движ­но­го со­об­ще­ст­ва де­ти — ро­ди­те­ли — во­лон­те­ры — биб­ли­о­те­ка­ри в еди­ном твор­че­с­ком про­ст­ран­ст­ве кни­ги и чте­ния.
3. Раз­ви­тие у де­тей и их ро­ди­те­лей по­зи­тив­но­го от­но­ше­ния к кни­ге, твор­че­с­ких спо­соб­но­с­тей чте­ния, ко­то­рое вы­ра­зит­ся в ак­ти­ви­за­ции и гар­мо­ни­за­ции ин­тел­лек­ту­аль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го ми­ра лич­но­с­ти: чувств, во­об­ра­же­ния, ху­до­же­ст­вен­но­го мы­ш­ле­ния, ре­чи и т. д.
4. Вос­ста­нов­ле­ние книж­ных се­мей­ных тра­ди­ций.
5. Про­ве­де­ние ма­с­тер-клас­сов для биб­ли­о­те­ка­рей го­су­дар­ст­вен­ных дет­ских и школь­ных биб­ли­о­тек Юж­но­го ре­ги­о­на и Рос­тов­ской об­ла­с­ти.
Но­виз­на про­ек­та — в раз­ра­бот­ке и при­ме­не­нии ме­то­ди­ки при­об­ще­ния де­тей и их ро­ди­те­лей к кни­ге и чте­нию че­рез твор­че­ст­во, ос­но­ван­ной на мо­де­ли­ро­ва­нии и ак­ти­ви­за­ции твор­че­с­ких ас­пек­тов кни­ги и чте­ния. Она об­ра­ща­ет­ся к глу­бин­ной тра­ди­ции по­ни­ма­ния ро­ли кни­ги и чте­ния в жиз­ни че­ло­ве­ка, о ко­то­рой го­во­рят вы­да­ю­щи­е­ся мыс­ли­те­ли. Чте­ние здесь рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как ак­тив­ный ду­хов­ный про­цесс, обес­пе­чи­ва­ю­щий вер­ти­каль­ный ди­а­лог с Кни­гой, Куль­ту­рой, Ми­ром. Его твор­че­с­кие воз­мож­но­с­ти не­ис­чер­па­е­мы и вклю­ча­ют раз­но­об­раз­ные ас­пек­ты.
Ме­то­ди­ка пред­по­ла­га­ет ор­га­ни­за­цию еди­но­го куль­тур­но­го про­ст­ран­ст­ва, где воз­мож­ные ви­ды твор­че­ст­ва в об­ла­с­ти кни­ги и чте­ния пред­став­ле­ны од­но­вре­мен­но, где ре­бе­нок мо­жет сво­бод­но пе­ре­дви­гать­ся от од­но­го ви­да твор­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти к дру­го­му. Очень важ­но, что воз­ни­ка­ет ус­той­чи­вая куль­тур­ная твор­че­с­кая тре­нин­го­вая сре­да, поз­во­ля­ю­щая ак­ти­ви­зи­ро­вать де­я­тель­ность со­об­ще­ст­ва по при­об­ще­нию де­тей и ро­ди­те­лей к кни­ге и вос­ста­нов­ле­нию тра­ди­ций Книж­но­го дет­ст­ва.
В цен­т­ре ра­бо­та­ют Те­атр кни­ги (кук­лы, ма­ри­о­нет­ки, паль­чи­ко­вый те­атр, Вол­шеб­ный ящик) и ма­с­тер­ские «Вол­шеб­ная кисть», «Со­зву­чье», «От­кры­тая кни­га». Про­во­дят­ся иг­ры-те­а­т­ра­ли­за­ции «В гос­тях у Дет­ской ко­ро­ле­вы», «Си­нее де­ре­во» и др., в ко­то­рых не­пре­мен­но уча­ст­ву­ют ро­ди­те­ли. Здесь ис­поль­зу­ет­ся раз­но­об­раз­ная иг­ро­вая и те­а­т­раль­ная ат­ри­бу­ти­ка (де­ре­во, ко­раб­лик, до­ми­ки, кук­лы, ма­с­ки, эле­мен­ты ко­с­тю­ма — го­ло­вные убо­ры и обувь, на­кид­ки, зон­тик Оле-Лу­койе, Си­няя пти­ца, Конь с ро­зо­вой гри­вой, Книж­ный не­бес­ный сви­ток, пла­не­ты-кни­ги, сту­пе­ни, ле­ст­ни­цы и пр.).
Иг­ро­вая часть ме­то­ди­ки стро­ит­ся по ана­ло­гии с ме­та­фо­рой твор­че­ст­ва чте­ния М. Эн­де в сказ­ке «Бес­ко­неч­ная кни­га», где ре­бе­нок от­кры­ва­ет кни­гу, чи­та­ет — кни­га для не­го ожи­ва­ет — он бе­рет для се­бя лю­бую роль: од­но­го из ге­ро­ев, но­во­го ге­роя, ре­жис­се­ра, ху­дож­ни­ка, зву­ко­опе­ра­то­ра, пи­са­те­ля, по­эта, дра­ма­тур­га, фи­ло­со­фа, пси­хо­ло­га и т. д.
На ос­но­ве сов­ме­ст­ной твор­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти чте­ния со­зда­ет­ся со­об­ще­ст­во де­ти — ро­ди­те­ли — во­лон­те­ры — биб­ли­о­те­ка­ри, в ко­то­ром во­зоб­нов­ля­ет­ся пе­ре­да­ча чи­та­тель­ско­го опы­та и, глав­ное, ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся куль­тур­ный ди­а­лог по­ко­ле­ний.
Тра­ди­ции книж­но­го дет­ст­ва в се­мье, про­чув­ст­во­ван­ные в Цен­т­ре кни­ги и чте­ния (иг­ры, те­атр, пра­зд­ни­ки), на­пол­ня­ют­ся жи­вым со­дер­жа­ни­ем и при­об­ре­та­ют зна­чи­мость для де­тей и взрос­лых. Сов­ме­ст­ная де­я­тель­ность ро­ди­те­лей и де­тей гар­мо­ни­зи­ру­ет от­но­ше­ния в се­мье.

Как это де­ла­ет­ся?
Ме­то­ди­ка очень гиб­кая и мо­жет ме­нять­ся в за­ви­си­мо­с­ти от то­го, ка­кие кни­ги вы­би­ра­ют де­ти для чте­ния. Мы учи­ты­ва­ем уро­вень чи­та­тель­ских на­вы­ков и уме­ний, сте­пень ув­ле­чен­но­с­ти кни­гой и круг ин­те­ре­сов. И вы­яв­ля­ем для об­ще­ния сле­ду­ю­щие груп­пы:
• не­га­тив­но на­ст­ро­ен­ные по от­но­ше­нию к кни­ге и чте­нию;
• рав­но­душ­ные, ма­ло­чи­та­ю­щие, но ес­ли по­па­да­ет­ся ин­те­рес­ная кни­га, мо­гут ув­лечь­ся;
• ув­ле­чен­ные ху­до­же­ст­вен­ной кни­гой и чте­ни­ем.
Есть сце­на­рии твор­че­с­ко­го об­ще­ния с ма­ло­чи­та­ю­щи­ми де­ть­ми. Зна­ком­ст­во с ни­ми мы на­чи­на­ем с ли­те­ра­тур­но-твор­че­с­ких игр «Книж­ный Ков­чег», «Книж­ная Все­лен­ная», «Сту­пе­ни» и т. д. Это по­мо­га­ет вы­явить сте­пень на­чи­тан­но­с­ти ре­бен­ка, его чи­та­тель­ские пред­по­чте­ния и од­но­вре­мен­но по­ка­зать в иг­ре, ис­поль­зуя мно­го­об­ра­зие ху­до­же­ст­вен­но-ме­та­фо­ри­че­с­ко­го ря­да, но­вые зна­че­ния и ро­ли книг. За­тем мы пред­ла­га­ем взять кни­гу, от­крыть и на­чать чи­тать текст, рас­ска­зать, что он чув­ст­ву­ет, пе­ре­жи­ва­ет, пред­став­ля­ет и т. д. Это иг­ра «Ког­да я чи­таю, я люб­лю…» (что де­лать) и «Спя­щая кра­са­ви­ца» (име­ет­ся в ви­ду кни­га).
В за­ви­си­мо­с­ти от то­го, что рас­ска­зы­ва­ет ре­бе­нок, мы пред­ла­га­ем ему взять на се­бя роль:
• ли­те­ра­тур­но­го ге­роя;
• ре­жис­се­ра (по­ста­вить спек­такль);
• ху­дож­ни­ка (на­ри­со­вать);
• пи­са­те­ля (со­чи­нить);
• про­ана­ли­зи­ро­вать се­бя на ос­но­ве кни­ги (ре­флек­сия): «Ка­кой я»;
• по­го­во­рить о тай­не и за­гад­ке дан­ной кни­ги;
• про­чее.
Мы так­же про­во­дим иг­ру «Зем­ля­нич­ное окош­ко» (ка­ким мы ви­дим мир по­сле про­чте­ния кни­ги). Взрос­лый чи­та­ет вслух, а де­ти ри­су­ют все, что им пред­став­ля­ет­ся на боль­шом ор­га­ни­че­с­ком стек­ле-окош­ке.
Со­чи­не­ния де­тей вы­ве­ши­ва­ют­ся как ли­с­тья и пло­ды на «Си­нее де­ре­во». Это ре­аль­ное де­ре­во, из­го­тов­лен­ное для нас ху­дож­ни­ком и по­кра­шен­ное в си­ний цвет. Чи­та­ем мы под му­зы­ку. Это — Бет­хо­вен, Чай­ков­ский, Ви­валь­ди и т. д.
Ес­ли ре­бе­нок сов­сем не лю­бит чи­тать ху­до­же­ст­вен­ные кни­ги, мы на­чи­на­ем зна­ком­ст­во с пу­те­ше­ст­вия по Цен­т­ру. За­тем пред­ла­га­ем вы­брать, чем бы он хо­тел за­нять­ся, но лю­бое за­ня­тие в Цен­т­ре со­про­вож­да­ет­ся чте­ни­ем.
Пу­те­ше­ст­вие мы на­чи­на­ем вновь с ли­те­ра­тур­но-твор­че­с­ких игр, что­бы де­ти рас­смо­т­ре­ли, ка­кие кни­ги со­бра­ны в Ков­чег, при­креп­ле­ны в ви­де звез­до­чек на Книж­ном Не­бе и т. д. Ра­бо­тая с не­чи­та­ю­щи­ми де­ть­ми, мы оп­ре­де­ля­ем ин­те­ре­сы ре­бен­ка. И ес­ли, на­при­мер, он лю­бит му­зы­ку, мы пред­ла­га­ем по­до­брать му­зы­ку к спек­так­лю в на­столь­ном те­а­т­ре по вы­бран­ной на­ми сказ­ке или на­хо­дим му­зы­каль­ные сказ­ки. Есть иг­ра «По­мо­жем Дет­ской Ко­ро­ле­ве» по сказ­ке М. Эн­де «Бес­ко­неч­ная кни­га». Для это­го на­до при­ду­мать имя Дет­ской Ко­ро­ле­ве, на­чать чи­тать кни­гу и при­ду­мать стра­ну для Ко­ро­лев­ст­ва Фан­та­зии по кни­ге или са­мо­сто­я­тель­но.
Ес­ли ре­бе­нок за­стен­чив и не лю­бит об­щать­ся, мы пред­ла­га­ем по­си­деть в «До­ме Ти­ши­ны», по­раз­мы­ш­лять, по­иг­рать с чем хо­чет­ся. Де­ти осо­бен­но лю­бят иг­рать в «Вол­шеб­ный Ящик» (ста­вить ми­ни-спек­так­ли по кни­гам из вы­леп­лен­ных фи­гу­рок).
Ког­да со­би­ра­ют­ся не­сколь­ко де­тей, мы пред­ла­га­ем по­иг­рать в «Ли­те­ра­тур­ные ге­рои спе­шат на по­мощь». Каж­дый уча­ст­ник бе­рет на се­бя роль лю­би­мо­го ли­те­ра­тур­но­го ге­роя, и все вме­с­те мы от­прав­ля­ем­ся в пу­те­ше­ст­вие по ху­до­же­ст­вен­ной кни­ге — чи­та­ем ее, по­мо­га­ем глав­но­му ге­рою и т. д.
Важ­но, что­бы во всем уча­ст­во­ва­ли ро­ди­те­ли. Ве­ду­щий на­чи­на­ет чи­тать, а про­дол­жа­ет ма­ма, за­тем вме­с­те с ре­бен­ком иг­ра­ет, ста­вит спек­такль и по­ка­зы­ва­ет всем при­сут­ст­ву­ю­щим.
Ча­с­то при­хо­дят де­ти чи­та­ю­щие, ув­ле­чен­ные кни­гой. Им ин­те­рес­но все, и здесь про­ис­хо­дит раз­ви­тие спо­соб­но­с­тей, чи­та­тель­ско­го вку­са и гар­мо­ни­за­ция лич­но­с­ти и т. д.

На­деж­ды и про­бле­мы
Мы рас­счи­ты­ва­ем, что ре­зуль­та­та­ми ра­бо­ты Цен­т­ра ста­нут:
• со­хра­не­ние и раз­ви­тие тра­ди­ций книж­но­го дет­ст­ва;
• ак­ти­ви­за­ция твор­че­с­ко­го про­ст­ран­ст­ва кни­ги и чте­ния в сре­де де­тей, вы­ра­жен­ная че­рез та­кие ра­бо­ты, как сти­хи, про­за, ри­сун­ки, сце­ни­че­с­кие раз­ра­бот­ки ска­зок, ру­ко­пис­ные кни­ги, днев­ни­ки;
• лич­но­ст­ное от­но­ше­ние к кни­ге и чте­нию де­тей и ро­ди­те­лей, вы­ра­жен­ное в сов­ме­ст­ных твор­че­с­ких ра­бо­тах, кни­ге «Бла­го­дать кни­ги», в на­пол­не­нии «Книж­но­го Ков­че­га»;
• ка­че­ст­во твор­че­с­ких ра­бот де­тей, пред­став­лен­ных на вер­ни­са­же (ори­ги­наль­ность, зна­ние ху­до­же­ст­вен­ной кни­ги);
• фак­ти­че­с­кое вос­соз­да­ние книж­ных тра­ди­ций в се­мье че­рез про­ве­де­ние се­мей­ных пра­зд­ни­ков, те­а­т­ров и т. д., про­дол­жа­ю­щих опыт сов­ме­ст­ной ра­бо­ты с де­ть­ми в Цен­т­ре чте­ния;
• из­ме­не­ние мо­ти­ва­ции чте­ния у де­тей и взрос­лых, спо­соб­ст­ву­ю­щей твор­че­ст­ву и са­мо­об­ра­зо­ва­нию школь­ни­ков.
Твор­че­с­кий Центр кни­ги и чте­ния «Зо­ло­тое ру­но» ра­бо­та­ет уже бо­лее по­лу­го­да. Мы ор­га­ни­зо­ва­ли спе­ци­аль­ное биб­ли­о­теч­ное твор­че­с­кое иг­ро­вое еди­ное про­ст­ран­ст­во, вклю­ча­ю­щее все пе­ре­чис­лен­ные вы­ше фор­мы твор­че­ст­ва. Ат­ри­бу­ти­ку из­го­то­ви­ли биб­ли­о­те­ка­ри и де­ти. Ра­бо­та ве­дет­ся ин­ди­ви­ду­аль­но и груп­па­ми. По­мо­га­ют об­ще­нию во­лон­те­ры, при­ни­ма­ют во всем уча­с­тие ро­ди­те­ли.
Про­шло слиш­ком ма­ло вре­ме­ни для под­ве­де­ния ито­гов, но уже се­го­дня мож­но го­во­рить, что де­ти с боль­шим ин­те­ре­сом вос­при­ни­ма­ют все, что им пред­ла­га­ют в Цен­т­ре и прак­ти­че­с­ки не ухо­дят, по­ка не по­про­бу­ют все ви­ды твор­че­ст­ва. Мно­гие ос­та­ют­ся на­дол­го.
Про­бле­ма цен­т­ра — не­до­ста­ток пло­ща­дей и ат­ри­бу­ти­ки. В иде­а­ле по­ме­ще­ние долж­но быть до 40 кв. м, а ат­ри­бу­ти­ки — в 10 раз боль­ше сде­лан­ной на­ми (это мы по­ти­хонь­ку пре­одо­ле­ва­ем).
Глав­ная же труд­ность — рав­но­ду­шие ро­ди­те­лей к дет­ским про­бле­мам чте­ния, ко­то­рые, как ока­за­лось, боль­ше вол­ну­ют учи­те­лей и биб­ли­о­те­ка­рей. Ро­ди­те­ли при­сы­ла­ют де­тей, а са­ми не при­хо­дят. Так бы­ва­ет ча­с­то… Но мы ра­бо­та­ем с на­деж­дой на по­сте­пен­ное из­ме­не­ние по­ло­же­ния. Де­ти ожи­да­ют нас и го­то­вы к ди­а­ло­гу. Де­ло за взрос­лы­ми. Ре­зо­нанс чи­та­ю­щих лич­но­с­тей воз­мо­жен, и ра­бо­та на­ше­го Цен­т­ра при­зва­на по­мочь ему со­сто­ять­ся.
Есть та­кое по­ня­тие «сло­вес­ная сле­по­та», или дис­лек­сия (от греч. dys — рас­ст­рой­ст­во и lexis — речь) — на­след­ст­вен­ное на­ру­ше­ние чте­ния и уст­ной ре­чи. По мне­нию вра­ча-не­вро­па­то­ло­га И. В. Ко­ва­ле­вой, «что­бы пре­одо­леть это рас­ст­рой­ст­во, до­ста­точ­но уро­ков ри­со­ва­ния, леп­ки, му­зы­ки, ак­ти­ви­зи­ру­ю­щих де­я­тель­ность пра­во­го по­лу­ша­рия» (ж. «Здо­ро­вье», ап­рель 2001 г.).

Любовь Ивановна Бажанова, заведующая сектором отдела «Отрочество» Ростовской областной детской библиотеки им. В. М. Величкиной