Вклад в библиотековедение

Научная школа А. Н. Ванеева

Столетие выдающегося учёного — всегда знаменательное событие. Отмечая его, важно не только отдать дань памяти и уважения деятелю науки, но и оценить вклад, внесённый им в настоящее и будущее своей области знания и практической деятельности. Безусловно, одной из составляющих такого вклада является создание учёным собственной научной школы и достижения его учеников.
В данной статье в фокусе внимания — научно-педагогическая школа профессора, доктора педагогических наук А. Н. Ванеева (1925–2019), чей столетний юбилей отмечается 30 января 2025 года. Человек героического поколения, участник Великой Отечественной войны, библиотекарь, педагог высшей школы, библиотековед, заслуженный работник культуры Анатолий Николаевич Ванеев без малого 60 лет трудился на педагогическом поприще, 21 год возглавлял кафедру библиотековедения Ленинградского, ныне Санкт-Петербургского государственного института культуры. Его научные изыскания неотделимы от преподавательской деятельности, что повлияло на развитие его школы не только как сугубо научной. Можно утверждать, что в институте возникло неформальное научно-профессиональное сообщество, ставшее результатом многолетней деятельности педагога, известного ученого, ученики которого подготовили своих учеников. Учёные и специалисты объединены общей теоретико-методологической, учебно-методической, профессионально-этической платформой, на основе которой реализуются исследовательская, педагогическая и коммуникативная функции1.
Не вдаваясь в теоретические дискуссии о понятии и признаках «научной школы», обратимся к точке зрения на этот вопрос самого А. Н. Ванеева как основателя и лидера школы.

Марина Николаевна Колесникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотековедения и теории чтения СПбГИК