Включение цифровых документов Президентской библиотеки в единые учебники истории

На протяжении многих лет отечественное экспертное сообщество активно дискутировало
о необходимости разработки единых учебников истории и их внедрении в образовательный процесс.
Эта дискуссия была обусловлена в том числе проблемами защиты исторической памяти и противодействия искажению исторической правды.
Проблемы, связанные с исторической памятью и исторической правдой, могут быть отчасти решены благодаря использованию в образовательном процессе и в тексте учебников интернет-ссылок (в виде QR-кодов) на достоверные первоисточники, соответствующие тематике параграфа. Для этого необходимы тематические цифровые коллекции со специально подобранными документами, включая иллюстративный материал. Работа по созданию таких коллекций уже много лет ведется в Президентской библиотеке.
Электронный фонд Президентской библиотеки изначально носил интегрированный характер. Он включал не только цифровые копии печатной продукции: научных исследований, публицистики, периодических изданий, — но и архивные документы, картографические, изобразительные, аудио- и видеоматериалы. Для удобства пользователей основной формой представления материалов выступили цифровые коллекции — систематизированное собрание информационных ресурсов различных типов и видов по какой-либо теме. Одной из первых коллекций, сформированных сотрудниками библиотеки, была коллекция «Учебники по истории России». Сегодня она называется «Учебные издания по истории» и включает почти 400 ед. хранения. Таким образом, уже на первом этапе работы Президентской библиотеки вопросам образования и просвещения придавалось особое значение.
Новый этап развития этого направления наступил в 2023 г., который был провозглашён Годом педагога и наставника. Президентская библиотека активизировала сотрудничество с Министерством просвещения Российской Федерации и его ведущими подведомственными учреждениями. Так, например, в рамках сотрудничества с Академией Минпросвещения России Президентская библиотека передала в Библиотеку цифрового образовательного контента масштабную базу знаний по всем предметам и темам школьной программы. Это более 300 специально отобранных материалов по истории двух мировых войн XX в.: архивные документы, раритетные издания, открытки, фотографии, листовки, видеолекции. Все материалы прошли экспертизу на предмет возможности их использования в образовательном процессе. Это один из примеров успешного межведомственного взаимодействия в сфере образования.
К 2023 г. Президентская библиотека накопила значительный опыт работы со школьниками и педагогами, а образовательное направление стало одним из ведущих. Таким образом, сотрудничество между Президентской библиотекой и авторским коллективом единых учебников истории оказалось вполне логичным шагом. Благодаря этому впервые ссылки на информационные ресурсы Президентской библиотеки вошли в единые учебники истории России и всеобщей истории для 10–11-х классов. При этом Президентская библиотека является первой и пока единственной библиотекой, ссылки на ресурсы которой вошли в официальные учебные издания.
В учебниках даны ссылки на ресурсы 16 порталов, но только семь из них представлены в самом тексте учебника в методическом сопровождении параграфов. Среди организаций, ссылки на ресурсы которых вошли непосредственно в текст учебников, ссылки на Президентскую библиотеку составляют 15,2%. По общему количеству ссылок Президентская библиотека находится на третьем месте. В учебниках по всеобщей истории 10–11-х классов представлены ссылки только на ресурсы Президентской библиотеки. Ссылки на ресурсы других организаций предлагают только одну единицу продукции: фильм, телепередачу, книгу или статью. Ссылки на ресурсы Президентской библиотеки направляют на тематические коллекции, совокупный объём которых составляет более 15 тыс. ед. хранения.

Юрий Станиславович Носов, генеральный директор Президентской библиотеки
Игорь Викторович Солонько, директор департамента по научно-просветительской работе, доктор философских наук
Алексей Владимирович Воронович, заместитель директора департамента по научно-просветительской работе — начальник отдела научной экспертизы фонда, кандидат исторических наук