Описывая проблемную ситуацию современного культурного пространства, в котором традиционное место библиотеки было значимым и властным, мы приходим к выводу, что библиотека как социальный институт власти над культурным пространством находится в состоянии дезорганизации.
В современную эпоху наметился рост интереса к проблемам культуры и культурной регуляции, что связано в первую очередь с острой необходимостью культурной адаптации современного человека к вызовам цивилизации, информационного общества.
Библиотека в ряду институтов
Библиотековедение аксиоматично рассматривает библиотеку как социальный институт.1 В социологии обычно выделяют следующие группы институтов:
1 Экономические — это те институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т. д.).
2 Политические — институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
3 Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т. д. (институт семьи и брака).
4 Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т. п.). Библиотеки относятся именно к этому классу социальных институтов.
5 Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, именно благодаря им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т. п. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т. п., не преследующие политических целей).
6 Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцендентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определённым образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.
Основной функцией любого социального института является удовлетворение соответствующих социальных потребностей. Для её осуществления каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению определённых потребностей.2 Среди них:
1 Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.
2 Регулятивная функция — выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (то есть социальный институт как элемент социального контроля).
3 Интегративная функция — процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4 Транслирующая функция — передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счёт расширения социальных границ института, так и за счёт смены поколений. Для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
5 Коммуникативная функция — это распространение произведённой в институте информации (как распространение информации внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача её другим институтам).
Любой социальный институт, в том числе и библиотека, осуществляет целенаправленную деятельность и включает в себя ряд компонентов. К ним относятся:
а) некоторая внутренне слаженная система функций, закреплённых предписаниями (нормы, уставы), которые оправдывают существование данного института и соотносят его с другими сферами общественной жизни;
б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;
в) носители (кадры), которые вербуются в соответствии с принципами, соотнесёнными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции).
Что касается библиотеки, то, например, Р. С. Мотульский пишет: «Библиотека — социальный институт, осуществляющий сбор и распространение в пространстве и во времени социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей». Считается, что этот социальный институт сформировался ещё на заре человечества и что он неразрывно связан с хранением, систематизацией и передачей информации, то есть с социально значимыми функциями.
Онтологическая функция призвана определять совокупность подлинных знаний о мире и отделять их от мнимых знаний, не прошедших проверку временем.
Социализирующая функция — объединять социальный организм за счёт общности представлений о мире, создавать основу для осуществления социальной коммуникации.
Систематизирующая функция — распределять знания по рубрикам и разделам, кодифицируя и концептуализируя само знаниевое пространство.
Когнитивная функция — производить и распространять знания, важные для данного социального организма.
Итак, можно сделать вывод: библиотека — это социально-культурный институт с присущими ему функциями, призванными удовлетворить социальную потребность людей в информации.
Галина Борисовна Паршукова, кандидат педагогических наук, доктор культурологии, заведующая отделом ГПНТБ СО РАН, профессор Новосибирского государственного технического университета
1 Мотульский Р. С. Вечна ли библиотека? Доклад на VIII Международной конференции «Крым-2001. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества» // ГПНТБ [Электронный ресурс]. — М., cop. 1995–2008. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec1/Doc10.HTML.
2 Андреев Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю. П. Андреев, Н. М. Кор-жевская, Н. Б. Костина. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. — С. 19–27; Фролов С. С. Социология: [Уч. для высш. учеб. заведений]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — С. 173–175.

