Волшебное гнездо. Художественные проекты как средство приобщения к чтению

Исторически сложившиеся принципы, технологии и формы приобщения детей к чтению сегодня нуждаются в переосмыслении; и вот уже в библиотеках возникают волшебные замки и появляются мифические существа, а головы юных читателей венчают короны.

Современная библиотека, обслуживающая детей и подростков, может рассматриваться как пространство, в котором реализуются и воспроизводятся разнообразные виды социокультурных практик. В связи с этим всё большее развитие получает вариативность форм приобщения к чтению при доминирующей роли форм интегративных, которые реализуются библиотекой в тесном контакте с музеями, художественными галереями и студиями, кино, фото и анимационными центрами, писательскими и литературно-критическими организациями и др. Интеграция социокультурных практик в рамках одной библиотеки позволяет дифференцировать её образовательную, воспитательную, просветительскую и рекреационную, досуговую и другую деятельность с учётом различных возрастных групп читателей и их специфических потребностей.
Множественность реализуемых социокультурных практик обеспечивает формирование многоаспектной и яркой картины мира ребёнка, в которой получает как можно более полное отражение система жизненно важных фундаментальных высших ценностей и смыслов, ценностные ориентации личности, институциональные и неинституциональные нормы и др.
В этой связи представляет большой интерес деятельность Института России и Восточной Европы в Хельсинки (Финляндия) — государственного учреждения, подведомственного Министерству просвещения Финляндии. В составе Института организована и действует библиотека, в универсальном фонде которой представлена русско- и финско-язычная литература. Библиотека обслуживает читателей самых разных возрастных групп, но особое внимание уделяется детям и подросткам.
На протяжении многих лет библиотека успешно взаимодействует с писателями, поэтами, художниками, общественными деятелями, которые имеют уникальный опыт социально-ориентирующего, художественного, эстетического влияния на подрастающее поколение. Библиотека сотрудничает с Александром Райхштейном — московским художником, который проживает сегодня в Финляндии и является членом целого ряда профессиональных объединений обеих стран.
Увлечённая работа для детей и подростков позволила художнику открыть новые грани своей личности и таланта. Наиболее полно художник выражает себя в специальных художественно-выставочных интерактивных проектах, которые не только вызывают восторг и восхищение детей, но и способствуют их социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию.
Проект «День принцессы» с его волшебным замком поистине очаровал финских детей и их родителей. Девочки могли превратиться в принцесс, надев изумительной красоты платья и корону. Данный проект оказал невероятно сильное стимулирующее воздействие на развитие воображения детей, особенно у совсем маленьких трёхлетних девочек, чьё ролевое поведение только начинает формироваться . Девочек постарше проект мотивировал к чтению: многие из них захотели прочитать сказки и авторские произведения о принцессах, чтобы лучше представить себе их образ жизни, сравнить свои ощущения с ощущениями сказочных или придуманных писателями принцесс.

Галина Варганова, профессор СПбГУКИ, доктор педагогических наук