Волшебные мостики, ведущие в сказку. Особенности работы со слабовидящими детьми

Библиотекарям часто приходится иметь дело с так называемыми «особыми» детьми, которые нуждаются в нашей особой помощи и поддержке. К ним относятся социально незащищённые дети, волею судеб оказавшиеся в тяжёлой жизненной ситуации, — воспитанники детских домов и приютов, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на лечении в реабилитационных центрах.
Мы хотим поделиться опытом работы сотрудников отдела психологии нашей библиотеки (Иркутская областная детская библиотека
им. Марка Сергеева) с «особыми» (со слабовидящими) детьми в рамках проекта «Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями». В группах, где мы работали, одновременно находились дети с разными диагнозами — задержкой психоречевого развития, детским церебральным параличом, умственной отсталостью, тяжёлой степенью сколиоза, тугоухостью, а также слабовидящие дети. Предстоящая работа с последними вызывала у нас опасения, поскольку неясно, как дети с патологией зрения будут взаимодействовать на занятиях с остальными детьми и включатся ли они в общий игровой процесс.
Известно, что у многих слабовидящих и слепых детей из-за психологического напряжения затруднено общение с окружающими. Такие дети не уверены в себе, и по сравнению с другими детьми, у слабовидящих повышенный уровень утомляемости. Многие дети уходят в депрессию, которая возникает, как реакция на слепоту, поэтому в нашу задачу входило вовлечение слабовидящих детей в совместную игровую деятельность с другими ребятами, создание для них удобных способов коммуникаций, формирование адекватной установки на общение.
Метод сказкотерапии мы решили применить для работы с детьми, так как это один из универсальных и доступных методов работы с детьми любого возраста, любой категории детей. В ходе занятий задействуются все сенсорные каналы восприятия — зрительный, слуховой и тактильный. Посредством сказкотерапии мы можем решать эмоциональные и поведенческие проблемы детей (неврозы, страхи, агрессию, застенчивость), активизировать познавательную и коммуникативную сферу ребёнка, приобщать к книге, знакомить с творчеством писателей-сказочников. Cказкотерапия относится к здоровьесберегающим технологиям и, как показывает практика, является одним из лучших способов занятий с детьми в группах. Происходит комплексное воздействие на все стороны психического развития, одновременно активизируются познавательная и эмоциональная сферы ребёнка.
Эта методика понятна и доступна в работе с детьми не только психологам, но и библиотекарям, учителям, воспитателям, родителям.
Мы подобрали такие игры и формы работы, которые помогут детям с нарушениями зрения зрительной информации включиться в игровой процесс. То, что нельзя увидеть, мы пытались компенсировать при помощи моторики, слуха, двигательной активности. И, конечно, попросили остальных детей помогать нам в работе — поддержать, взять за руку слабовидящего ребёнка, дать ему в руки предмет и т. д. Нам было важно, чтобы дети, которые не могут видеть так, как остальные, почувствовали себя более свободными, отвлеклись от мысли о своей инвалидности.
Слабовидящие дети вместе с остальными детьми на ощупь изучали «волшебные» предметы, которые предложила ведущая: палочка, колокольчик, пёрышко, шишки и т.д. Ведущая касалась детей «волшебным» платком и говорила, что это прикосновение наделяет их силой, которая поможет им в сказочном путешествии, поможет им почувствовать и понять силу волшебства через чувства, прикосновения, ощущения, настроение.

Евгения Владимировна Труфанова, заведующая отделом психологии и творческого развития читателей Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева