DOCOMOMO (International Committee for Documentation and Conservation of Buildings, Sites and Neighbourhoods of the Modern Movement) является международной неправительственной организацией — «Международной рабочей группой по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения».
Это всемирная организация, объединяющая людей, которые черпают вдохновение из богатств архитектуры модернизма. Другими словами, DOCOMOMO представляет собой кластер из специалистов, архитекторов и градостроителей, практиков и исследователей, историков и теоретиков, разделяющих твёрдую уверенность в важности и актуальности современного проектирования. Эта близость с современностью рассматривается как мировое наследие, как самодостаточный инструмент дизайна, как метод архитектурного мышления и, наконец, как ключ к будущему архитектурного производства и культурного пространства.
Выборгская городская библиотека — это уникальный проект, который привнёс много инноваций в современную архитектуру. С 1994 г. несколько попыток её восстановления предпринимала команда профессионалов, посвятивших себя идее сохранения наследия. Используя мировой опыт, они объединили российских и финских экспертов по реставрации для достижения успехов в этом показательном процессе.
Как известно, сохранение и реставрация наследия архитектуры модерна — это сложная задача, которая может быть решена, только если общество осознает ценность и значимость современной архитектуры.
Выборгская библиотека Алвара Аалто — первоначально названная просто выборгской городской библиотекой — является особым зданием. Ее история началась с конкурса, прошедшего в 1927 г., который выиграл Алвар Аалто. Окончательные чертежи были готовы только через несколько лет — в декабре 1933 года. Торжественное открытие состоялось в октябре 1935 г., после полутора лет строительных работ было провозглашено многообразие красоты современной архитектуры. В самом деле, библиотечное пространство содержит два главных новшества того времени. C одной стороны — новое взаимопроникающее перетекающее пространство и оригинальное потрясающее освещение; с другой стороны — решения для таких авангардных вопросов комфорта, как максимально эффективные системы отопления, или использование древесины так, чтобы она была приятна глазу и на ощупь, и даже волнообразный, самый известный деревянный потолок, родившийся в ходе экспериментов архитектора с выгибанием древесины.
В «Taimen ja tunturipuro» («Форель и горный ручей», текст, который поразил меня еще во времена моего архитектурного студенчества) А. Аалто описывает, как появляются его идеи: «На мгновение я забываю о ворохе проблем. Я начинаю рисовать в абстрактной манере. Доверяя только своим инстинктам, рисую не архитектурный синтез, но нечто, порой напоминающее детские рисунки, и по этому маршруту я, в конечном итоге прихожу от абстрактной основы к основной концепции».
И действительно, мы видим библиотеку с огромными стеклянными фонарями, с взаимопроникающими друг в друга пространствами и объёмами различных размеров и высот, железобетонные перекрытия на высоте 17,6 метров, отопление, осуществляемое через скрытые в потолке трубы. Всё это — гениальные решения массы проблем проектирования без ущерба для самой главной особенности библиотеки — освещения. Алвар Аалто говорил: «Основная проблема, связанная с библиотекой в том, что человеческий глаз… это наиболее чувствительная и, возможно самая важная часть (человеческого тела)». Аалто создал микрокосм для концентрации, место для красоты и погружения в мысли, открывая другой путь для модернистского стиля и создавая свой эстетический и органический подход к архитектуре, доказывая, что она может быть современной, не теряя своих корней.
Вот почему выборгская библиотека считается одной из икон архитектурного наследия ХХ века. Как говорили Майя Кайрамо и Тапани Мустонен: «библиотека служит жителям города, несмотря ни на какие изменения во времени и несёт миссию гуманизма через все трагедии истории». Это здание является частью общего наследия человечества и будет функционировать как действующая библиотека после реставрации, что означает возвращение архитектуры в это здание.
Ана Тостос (Ana Tostoes), председатель Международного комитета по изучению и сохранению архитектуры модернизма «DOCOMOMO», Барселона, Испания

