Врачевание книгой. Концепция подготовки библиотерапевтов

Система профессиональных требований и образовательных стандартов в подготовке библиотерапевтов как новой категории библиотечных работников на базе современной социальной роли библиотерапии, с учетом зарубежного опыта и отечественной специфики.
Со­вре­мен­ный че­ло­век жи­вет в ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­но на­сы­щен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной сре­ды, а ис­поль­зо­вать пре­до­став­ля­е­мые ею воз­мож­но­с­ти уме­ет не все­гда. И ес­ли преж­де при­чи­ны со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва свя­зы­ва­ли с про­ис­хож­де­ни­ем и на­ли­чи­ем граж­дан­ских прав, соб­ст­вен­но­с­тью и до­хо­да­ми, то се­го­дня од­ним из фак­то­ров рас­сло­е­ния ста­но­вит­ся уро­вень ин­фор­ма­ци­он­ной куль­ту­ры.
Мы ока­за­лись в эпи­цен­т­ре ря­да бы­с­т­ро раз­ви­ва­ю­щих­ся де­с­т­рук­тив­ных гло­баль­ных про­цес­сов пла­не­тар­но­го мас­шта­ба, что мо­жет при­ве­с­ти на­шу ци­ви­ли­за­цию к фа­таль­ным по­след­ст­ви­ям. Эти про­цес­сы яв­ля­ют­ся след­ст­ви­ем со­зна­тель­ной де­я­тель­но­с­ти лю­дей, их кор­ни — не в тех­ни­че­с­кой, эко­но­ми­че­с­кой или по­ли­ти­че­с­кой сфе­рах, а в гу­ма­ни­тар­ной об­ла­с­ти, в ми­ро­воз­зре­нии, об­ра­зо­ва­нии и вос­пи­та­нии са­мо­го че­ло­ве­ка. Имен­но по­этому фор­ми­ро­ва­ние гу­ма­ни­с­ти­че­с­ко­го ми­ро­воз­зре­ния на ос­но­ве син­те­за но­вей­ших зна­ний о при­ро­де и об­ще­ст­ве, по­лу­чен­ных в об­ла­с­ти как ес­те­ст­вен­ных, так и гу­ма­ни­тар­ных на­ук, — чрез­вы­чай­но важ­но и ак­ту­аль­но при ре­ше­нии об­ще­пе­да­го­ги­че­с­ких про­блем фор­ми­ро­ва­ния здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни.
Идеи о це­ло­ст­ном че­ло­ве­ке, ко­то­рые раз­ра­ба­ты­ва­лись мно­ги­ми оте­че­ст­вен­ны­ми и за­ру­беж­ны­ми фи­ло­со­фа­ми, по су­ще­ст­ву, ос­та­лись не­вос­тре­бо­ван­ны­ми. Ути­ли­тар­но-прак­ти­че­с­кая на­прав­лен­ность со­вре­мен­но­го под­хо­да к ре­ше­нию про­бле­мы фор­ми­ро­ва­ния здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни, стрем­ле­ние све­с­ти его к ре­цеп­ту­ре дей­ст­вия, ча­с­то ори­ен­ти­ро­ван­но­го на про­стую ре­зуль­та­тив­ность, по­ни­ма­ние це­ли фор­ми­ро­ва­ния здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни как че­го-то вспо­мо­га­тель­но­го обед­ня­ет, на наш взгляд, смысл и цель ис­сле­до­ва­ний в гу­ма­ни­тар­ной сфе­ре, уп­ро­ща­ет смысл и цель при­ме­ня­е­мых при этом ме­то­дик.
Ес­те­ст­вен­но, что вспо­мо­га­тель­ная функ­ция на­уч­но­го под­хо­да к фор­ми­ро­ва­нию здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни воз­ни­ка­ет са­ма со­бой, ес­ли она вы­пол­ня­ет свою глав­ную за­да­чу — фик­си­ру­ет для че­ло­ве­ка его ин­ди­ви­ду­аль­ную жизнь как про­яв­ле­ние Жиз­ни и, осу­ще­ств­ляя это, вно­сит в еже­днев­ное, бы­то­вое упо­треб­ле­ние идеи эво­лю­ции че­ло­ве­ка, На­уки, Бы­тия и Иде­а­ла Бы­тия — как об­ще­го для все­го че­ло­ве­че­ст­ва, так и для ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни каж­до­го, идею тек­с­та, кни­ги как идею ре­зуль­та­та мыс­ли по­ко­ле­ний.
Гу­ма­ни­тар­ное зна­ние как ба­зис в ре­ше­нии об­ще­пе­да­го­ги­че­с­ких про­блем фор­ми­ро­ва­ния здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни тво­рит че­ло­ве­ка для са­мо­го се­бя и для дру­гих лю­дей. Ес­ли экс­плу­а­ти­ро­вать толь­ко вспо­мо­га­тель­ную роль гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния в ре­ше­нии об­ще­пе­да­го­ги­че­с­ких про­блем фор­ми­ро­ва­ния здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни, то оно, по су­ще­ст­ву, ста­нет не­нуж­ным для по­ст­ро­е­ния кар­ти­ны ми­ра как ин­те­г­раль­ной со­став­ля­ю­щей со­зна­ния, по­сколь­ку бу­дет об­слу­жи­вать вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие не­мо­чи че­ло­ве­ка, его бес­си­лие сде­лать что-то пра­виль­но, с поль­зой и т. п. Эк­зи­с­тен­ци­аль­ная роль гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния в этом кон­тек­с­те за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы по­мочь че­ло­ве­ку из­ба­вить­ся от его глав­ной «не­мо­чи» — стра­ха смер­ти. В борь­бе с этим не­ду­гом за­дей­ст­во­ва­ны и спо­соб мы­ш­ле­ния че­ло­ве­ка о сво­ей при­ро­де, и ока­за­ние по­мо­щи в фор­ми­ро­ва­нии смыс­ла (ко­то­рый каж­дый дол­жен на­хо­дить сам, ибо его не­воз­мож­но за­дать или дать).
Все вы­ше­ска­зан­ное мо­жет слу­жить ис­ход­ной по­зи­ци­ей для при­ня­тия ре­ше­ний при со­зда­нии си­с­те­мы под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки про­фес­си­о­наль­ных биб­ли­о­те­ра­пев­тов. Ана­лиз ис­то­ри­че­с­ких и те­о­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­с­ких пред­по­сы­лок биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний, пе­да­го­ги­че­с­кое мо­де­ли­ро­ва­ние биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти под­тверж­да­ют, что та­кая об­ра­зо­ва­тель­ная си­с­те­ма не­об­хо­ди­ма.
По­сле 1920–30-х го­дов, ког­да в спе­ци­аль­ной оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре ак­тив­но рас­сма­т­ри­ва­лись про­бле­мы пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­све­ще­ния, под­го­тов­ка ка­д­ров про­фес­си­о­наль­ных биб­ли­о­те­ра­пев­тов как-то вы­па­ла из по­ля зре­ния оте­че­ст­вен­ных уче­ных. В за­ру­беж­ной спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ре, на­про­тив, эта про­бле­ма ак­тив­но об­суж­да­лась. И да­же пред­при­ни­ма­лись кон­крет­ные прак­ти­че­с­кие ша­ги.

За­ру­беж­ный опыт
В боль­ни­це Свя­той Ели­за­ве­ты (Ва­шинг­тон, США) А. Хай­нес мно­го лет за­ни­ма­лась биб­ли­о­те­ра­пи­ей в груп­пах по­жи­лых лю­дей и пси­хи­че­с­ких боль­ных. В ре­зуль­та­те ее де­я­тель­но­с­ти вы­ра­бо­тал­ся пе­ре­чень лич­но­с­тых ка­честв, не­об­хо­ди­мых биб­ли­о­те­ра­пев­ту:
• пред­по­чте­ние та­кой ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рая да­ет бо­га­тый ма­те­ри­ал для об­суж­де­ния с дру­ги­ми;
• стрем­ле­ние по­мочь дру­гим по­нять ли­те­ра­тур­ные цен­но­с­ти;
• по­треб­ность в про­фес­си­о­наль­ном рос­те;
• са­мо­ува­же­ние и ува­же­ние к дру­гим;
• спо­соб­ность к твор­че­ст­ву.
А. Хай­нес ста­ла ини­ци­а­то­ром раз­ра­бот­ки стан­дар­тов, поз­во­ля­ю­щих кон­тро­ли­ро­вать ка­че­ст­во прак­ти­че­с­кой под­го­тов­ки биб­ли­о­те­ра­пев­тов (в рам­ках Фе­де­ра­ции биб­ли­о­те­ра­пев­тов США). Свои пред­ло­же­ния А. Хай­нес под­креп­ля­ла мне­ни­я­ми ас­со­ци­а­ций, школ, ин­сти­ту­тов, ака­де­мий, «круг­лых сто­лов». Она счи­та­ет, что на­ли­чие стан­дар­тов поз­во­лит при­знать до­сто­ин­ст­ва биб­ли­о­те­ра­пии, ее ста­тус как про­фес­си­о­наль­ной об­ла­с­ти на­ря­ду с дру­ги­ми — бо­лее при­выч­ны­ми — фор­ма­ми пси­хо­те­ра­пии.
За­ру­беж­ные спе­ци­а­ли­с­ты пред­ло­жи­ли стан­дар­ты дип­ло­ми­ро­ван­ных биб­ли­о­те­ра­пев­тов, ма­ги­с­т­ра кли­ни­че­с­кой биб­ли­о­те­ра­пии, ма­ги­с­т­ра эво­лю­ци­он­ной биб­ли­о­те­ра­пии и адъ­юнк­та биб­ли­о­те­ра­пии. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся прак­ти­че­с­кой под­го­тов­ке спе­ци­а­ли­с­тов и ба­зам прак­ти­ки.
Ра­бо­та над стан­дар­та­ми от­нюдь не оз­на­ча­ла пре­кра­ще­ния ор­га­ни­за­ции про­фес­си­о­наль­ных кур­сов, осо­бен­но биб­ли­о­теч­ных, ко­то­рые поз­во­ля­ют оз­на­ко­мить­ся с кон­цеп­ци­я­ми, по­лу­чить зна­ния и на­вы­ки, столь не­об­хо­ди­мые для биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти. В США оп­ре­де­ле­ны два их ти­па: кур­сы, пол­но­стью по­свя­щен­ные биб­ли­о­те­ра­пии (Ден­вер­ский и Ка­то­ли­че­с­кий уни­вер­си­те­ты, Кент­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет), и кур­сы бо­лее ши­ро­ко­го про­фи­ля («Биб­ли­о­теч­ное де­ло в боль­ни­це», Ва­шинг­тон­ский уни­вер­си­тет; «Твор­че­с­кое ис­поль­зо­ва­ние ли­те­ра­ту­ры по­жи­лы­ми людь­ми», Ме­ди­сон­ский уни­вер­си­тет, штат Ви­с­кон­син). Сле­ду­ет за­ме­тить, что ор­га­ни­за­цию биб­ли­о­теч­но­го об­слу­жи­ва­ния по­жи­лых лю­дей за­ру­беж­ные спе­ци­а­ли­с­ты рас­сма­т­ри­ва­ют как важ­ную про­бле­му, на ко­то­рой долж­но быть со­сре­до­то­че­но ос­нов­ное вни­ма­ние при под­го­тов­ке биб­ли­о­те­ка­рей для ис­сле­до­ва­тель­ской и об­ра­зо­ва­тель­ной биб­ли­о­те­ра­пии.
Ут­верж­ден­ных долж­но­с­тей для биб­ли­о­те­ра­пев­тов в США не­мно­го. В шта­те Ка­ли­фор­ния, на­при­мер, при­зна­ет­ся зва­ние «Биб­ли­о­те­ра­певт 1-й и 2-й сте­пе­ни». Биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кая ра­бо­та по­ни­ма­ет­ся как вид биб­ли­о­теч­ных ус­луг, а биб­ли­о­те­ра­пев­ты вклю­ча­ют­ся в штат пуб­лич­ных и ве­дом­ст­вен­ных биб­ли­о­тек. Вме­с­те с тем рас­про­ст­ра­ня­ет­ся и на­хо­дит сто­рон­ни­ков мне­ние, что биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой прак­ти­кой долж­ны за­ни­мать­ся не толь­ко со­труд­ни­ки биб­ли­о­тек, но и со­ци­аль­ные ра­бот­ни­ки, вра­чи, учи­те­ля и дру­гие. Это под­тверж­да­ет и ма­те­ри­ал об уча­ст­ни­ках се­ми­на­ра по биб­ли­о­те­ра­пии, ре­гу­ляр­но про­во­ди­мо­го Аме­ри­кан­ской биб­ли­о­теч­ной ас­со­ци­а­ци­ей (ALA).
Не­со­мнен­ным до­сти­же­ни­ем за­пад­ных спе­ци­а­ли­с­тов, на наш взгляд, яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние не­об­хо­ди­мо­с­ти тес­ной свя­зи про­цес­са под­го­тов­ки ка­д­ров биб­ли­о­те­ра­пев­тов с ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­с­тью в этой об­ла­с­ти.

Оте­че­ст­вен­ные пер­спек­ти­вы
Опыт за­ру­беж­ных кол­лег для Рос­сии весь­ма по­учи­те­лен и по­ле­зен, по­сколь­ку на­ша стра­на как часть ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва стал­ки­ва­ет­ся со все­ми при­су­щи­ми ему про­бле­ма­ми, до­бав­ляя к ним и свои спе­ци­фи­че­с­кие.
На фо­не об­ще­из­ве­ст­ных не­га­тив­ных тен­ден­ций раз­ви­тия со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции здо­ро­вье ин­ди­ви­да или по­пу­ля­ции как со­ци­аль­ной еди­ни­цы вы­сту­па­ет как ме­ра ка­че­ст­ва жиз­ни и ин­ди­ка­тор по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва. В этом кон­тек­с­те под здо­ро­вь­ем на­ции при­ня­то по­ни­мать ко­неч­ный ре­зуль­тат по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва, со­зда­ю­щей пред­по­сыл­ки для от­но­ше­ния граж­дан к сво­е­му здо­ро­вью как не­пре­хо­дя­щей са­мо­цен­но­с­ти, ос­но­ве про­дле­ния здо­ро­во­го ро­да, за­ло­гу со­хра­не­ния, со­вер­шен­ст­во­ва­ния тру­до­во­го по­тен­ци­а­ла, раз­ви­тия ге­но­фон­да, твор­че­ст­ва и ду­хов­но­с­ти. Что­бы до­стичь ре­зуль­та­тов по всем па­ра­ме­т­рам, оп­ре­де­ля­ю­щим на­ци­о­наль­ное здо­ро­вье, не­об­хо­ди­ма еди­ная про­грам­ма обу­че­ния здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Ре­а­ли­за­ци­ей та­кой про­грам­мы долж­ны за­ни­мать­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­с­ты, в том чис­ле биб­ли­о­те­ра­пев­ты.
На­и­бо­лее важ­ны­ми от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми пер­спек­тив­ной си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния биб­ли­о­те­ра­пев­тов долж­ны стать:
• фун­да­мен­та­ли­за­ция об­ра­зо­ва­ния;
• опе­ре­жа­ю­щий ха­рак­тер обу­че­ния, его на­це­лен­ность на про­бле­мы по­стин­ду­с­т­ри­аль­ной ци­ви­ли­за­ции, раз­ви­тие твор­че­с­ких спо­соб­но­с­тей че­ло­ве­ка;
• су­ще­ст­вен­но бoльшая до­ступ­ность для на­се­ле­ния за счет ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния ме­то­дов дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния и са­мо­об­ра­зо­ва­ния, ба­зи­ру­ю­щих­ся на пер­спек­тив­ных ин­фор­ма­ци­он­ных и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях.
Фун­да­мен­та­ли­за­ция об­ра­зо­ва­ния биб­ли­о­те­ра­пев­тов пред­по­ла­га­ет все боль­шую его ори­ен­та­цию на изу­че­ние фун­да­мен­таль­ных за­ко­нов при­ро­ды и об­ще­ст­ва, а так­же при­ро­ды и на­зна­че­ния са­мо­го че­ло­ве­ка. Имен­но это поз­во­лит лю­дям са­мо­сто­я­тель­но на­хо­дить и при­ни­мать от­вет­ст­вен­ные ре­ше­ния в ус­ло­ви­ях не­о­пре­де­лен­но­с­ти, в кри­ти­че­с­ких и стрес­со­вых си­ту­а­ци­ях, а так­же в тех слу­ча­ях, ког­да че­ло­век стал­ки­ва­ет­ся с но­вы­ми, весь­ма слож­ны­ми при­род­ны­ми и со­ци­аль­ны­ми яв­ле­ни­я­ми. На­уч­ные зна­ния и вы­со­кие нрав­ст­вен­ные прин­ци­пы яв­ля­ют­ся в этих слу­ча­ях един­ст­вен­ной на­деж­ной опо­рой.
Ве­ду­щей кон­цеп­ци­ей в ре­а­ли­за­ции си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния биб­ли­о­те­ра­пев­тов долж­на стать кон­цеп­ция опе­ре­жа­ю­ще­го об­ра­зо­ва­ния. В от­ли­чие от кон­цеп­ции под­дер­жи­ва­ю­ще­го об­ра­зо­ва­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ной на под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­с­тов на ос­но­ве тре­бо­ва­ний се­го­дняш­не­го дня без уче­та то­го, что ждет их в бу­ду­щем, кон­цеп­ция опе­ре­жа­ю­ще­го об­ра­зо­ва­ния ори­ен­ти­ро­ва­на на бу­ду­щее — на те ус­ло­вия жиз­ни и про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти, в ко­то­рых вы­пу­ск­ник учеб­но­го за­ве­де­ния ока­жет­ся по­сле его окон­ча­ния, т. е. че­рез 5—7 лет по­сле по­ступ­ле­ния на уче­бу.
На­и­бо­лее важ­ные ка­че­ст­ва спе­ци­а­ли­с­тов но­вой фор­ма­ции:
• но­о­сфер­ное со­зна­ние;
• си­с­тем­ное на­уч­ное мы­ш­ле­ние;
• эко­ло­ги­че­с­кая куль­ту­ра;
• ин­фор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра;
• твор­че­с­кая ак­тив­ность;
• то­ле­рант­ность;
• вы­со­кая нрав­ст­вен­ность.
Нам пред­став­ля­ет­ся, что имен­но эти ка­че­ст­ва бу­дут спо­соб­ст­во­вать вы­жи­ва­нию ин­ди­ви­дов и даль­ней­ше­му ус­той­чи­во­му раз­ви­тию ци­ви­ли­за­ции.
Обос­но­ван­ное ре­ше­ние
Ана­лиз сло­жив­ше­го­ся оте­че­ст­вен­но­го и за­ру­беж­но­го опы­та в под­го­тов­ке биб­ли­о­те­ра­пев­тов поз­во­ля­ет пред­ста­вить си­с­те­му про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки этих ка­д­ров. Пред­ва­ри­тель­но под­го­тов­ку ка­д­ров сле­ду­ет на­чать в рам­ках спе­ци­аль­но­с­ти 052700 «Биб­ли­о­те­ко­ве­де­ние и биб­ли­о­гра­фия» по спе­ци­а­ли­за­ции «Биб­ли­о­те­ра­пия».
В поль­зу пред­ла­га­е­мо­го ре­ше­ния го­во­рит ряд се­рь­ез­ных ар­гу­мен­тов. Биб­ли­о­теч­ные спе­ци­а­ли­с­ты очень близ­ко, го­раз­до бли­же, чем се­мья, шко­ла и пр., сто­ят к сред­ст­вам мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции. Рас­по­ла­гая со­во­куп­ным ин­фор­ма­ци­он­ным бо­гат­ст­вом, биб­ли­о­теч­ные спе­ци­а­ли­с­ты ока­зы­ва­ют бе­зус­лов­ное со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее вли­я­ние на лич­ность.
В от­ли­чие от све­де­ний, по­сту­па­ю­щих из СМИ, со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щая ин­фор­ма­ция, пре­до­став­ля­е­мая биб­ли­о­теч­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми, но­сит ди­а­хрон­ный ха­рак­тер и име­ет об­рат­ную связь, что поз­во­ля­ет кор­рек­ти­ро­вать (уточ­нять, уси­ли­вать) и кон­кре­ти­зи­ро­вать ее со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее вли­я­ние. Но спе­ци­фи­ка со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щей ро­ли биб­ли­о­теч­ных ра­бот­ни­ков за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в об­ла­да­нии ог­ром­ной ин­фор­ма­ци­ей, но и в том, что она си­с­те­ма­ти­зи­ро­ва­на и ор­га­ни­зо­ва­на. В ар­се­на­ле биб­ли­о­теч­ных ра­бот­ни­ков — биб­ли­о­гра­фия, раз­но­об­раз­ные фор­мы про­па­ган­ды, ру­ко­вод­ст­во чте­ни­ем. В от­ли­чие от средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции биб­ли­о­теч­ные ра­бот­ни­ки ра­бо­та­ют с кон­крет­ной лич­но­с­тью, с ее кон­крет­ны­ми про­бле­ма­ми.
Роль биб­ли­о­теч­но­го ра­бот­ни­ка про­яв­ля­ет­ся не толь­ко при не­по­сред­ст­вен­ном кон­так­те с лич­но­с­тью (в си­с­те­ме «биб­ли­о­те­карь-чи­та­тель»), но и мо­жет быть опо­сре­до­ван­ной (че­рез биб­ли­о­теч­ные ме­ро­при­я­тия, кни­гу, фор­му про­па­ган­ды). Гиб­кость со­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­го вли­я­ния биб­ли­о­теч­но­го ра­бот­ни­ка про­яв­ля­ет­ся преж­де все­го в том, что под­ра­зу­ме­ва­ет аб­со­лют­но до­б­ро­воль­ный и сво­бод­ный при­ход чи­та­те­ля в биб­ли­о­те­ку, от­сут­ст­вие же­ст­кой ие­рар­хии от­но­ше­ний.
В ус­ло­ви­ях пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да, ког­да по­яв­ля­ет­ся мно­го но­во­го в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ких и ор­га­ни­за­ци­он­ных ус­ло­ви­ях рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва, ста­но­вит­ся оче­вид­ной по­треб­ность в пе­ре­оцен­ке и пе­ре­ос­мыс­ле­нии ста­ту­са биб­ли­о­те­ка­ря как про­фес­си­о­на­ла-спе­ци­а­ли­с­та и лич­но­с­ти как чле­на об­ще­ст­ва. По ме­ре вы­хо­да стра­ны из кри­зи­са, в про­цес­се даль­ней­ше­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва слож­ность функ­ций биб­ли­о­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­ной де­я­тель­но­с­ти, ее на­пря­жен­ность, ин­тен­сив­ность, а так­же от­вет­ст­вен­ность бу­дут уве­ли­чи­вать­ся.
Ряд биб­ли­о­те­ко­вед­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний по­ка­зы­ва­ет, что в на­сто­я­щее вре­мя поль­зо­ва­те­ли со­зна­тель­но, а мно­гие под­соз­на­тель­но об­ра­ща­ют­ся в биб­ли­о­те­ку с це­лью ре­ше­ния сво­их пси­хо­ло­ги­че­с­ких про­блем, ищут под­держ­ку и за­щи­ту у биб­ли­о­те­ка­рей, ис­пы­ты­вая со­сто­я­ние ду­шев­но­го, мо­раль­но­го дис­ком­фор­та, обус­лов­лен­ное ухуд­ше­ни­ем со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ко­го по­ло­же­ния. По­это­му вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­му спе­ци­а­ли­с­ту все ча­ще при­дет­ся при­ни­мать ре­ше­ния не толь­ко в уз­ко­про­фес­си­о­наль­ной биб­ли­о­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­ной сфе­ре, но и в об­ла­с­ти уп­рав­ле­ния людь­ми, ор­га­ни­за­ции и по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­с­ти биб­ли­о­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­но­го про­из­вод­ст­ва, а так­же свя­зы­вать их меж­ду со­бой. Воз­ра­с­та­ет по­треб­ность в груп­по­вом при­ня­тии ре­ше­ний. Это тре­бу­ет зна­ний в об­ла­с­ти со­ци­о­ло­гии, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии — все­го то­го, что от­но­сит­ся к сфе­ре че­ло­ве­че­с­ко­го по­ве­де­ния и об­ще­ния. Ина­че го­во­ря, в на­сто­я­щее вре­мя нуж­на ком­плекс­ная под­го­тов­ка спе­ци­а­ли­с­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щая един­ст­во функ­ци­о­наль­ной и со­ци­аль­ной ком­по­нент.
Эти за­да­чи оп­ре­де­ля­ют на­бор дис­цип­лин, ко­то­рые сле­ду­ет изу­чать в рам­ках спе­ци­а­ли­за­ции «Биб­ли­о­те­ра­пия».
Вве­де­ние в биб­ли­о­те­ра­пию. Биб­ли­о­те­ра­пия в си­с­те­ме на­уч­но­го зна­ния. Пред­мет, за­да­чи и си­с­те­ма биб­ли­о­те­ра­пии. Ис­то­рия биб­ли­о­те­ра­пии. Прин­ци­пы, ка­те­го­рии и по­ня­тия биб­ли­о­те­ра­пии. Ме­то­ды биб­ли­о­те­ра­пии.
Кни­га и чте­ние как спе­ци­фи­че­с­кое сред­ст­во те­ра­пии. Чте­ние как ком­му­ни­ка­тив­ный про­цесс. Текст как объ­ект смыс­ло­во­го ана­ли­за и вос­при­я­тия кни­ги. Биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кая клас­си­фи­ка­ция ли­те­ра­ту­ры, кри­те­рии ее от­бо­ра. Ти­пич­ные си­ту­а­ции чте­ния как оце­ноч­ный ори­ен­тир при по­ста­нов­ке ди­а­гно­за в кри­зис­ной си­ту­а­ции.
Оз­до­ро­ви­тель­ные воз­мож­но­с­ти биб­ли­о­теч­но­го де­ла. Роль и ме­с­то биб­ли­о­те­ра­пии в си­с­те­ме книж­ной куль­ту­ры. Клас­си­фи­ка­ция чи­та­те­лей, нуж­да­ю­щих­ся в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ком воз­дей­ст­вии. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния ра­бо­ты биб­ли­о­те­ки при ор­га­ни­за­ции биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких ме­ро­при­я­тий. Ко­ор­ди­на­ция де­я­тель­но­с­ти биб­ли­о­тек раз­лич­ных ти­пов в ор­га­ни­за­ции биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких ме­ро­при­я­тий. Лич­ность биб­ли­о­те­ка­ря-биб­ли­о­те­ра­перв­та, его про­фес­си­о­грам­ма.
Биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кие ме­то­ды воз­дей­ст­вия на лич­ность чи­та­те­ля. Цен­но­ст­ная ори­ен­та­ция и прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции биб­ли­о­те­ра­пии. Кли­ни­че­с­кая и раз­ви­ва­ю­щая биб­ли­о­те­ра­пия: тех­но­ло­гия ре­а­ли­за­ции. Не­спе­ци­фи­че­с­кая биб­ли­о­те­ра­пия кон­троль, эмо­ци­о­наль­ная пе­ре­ра­бот­ка, тре­ни­ров­ка, раз­ре­ше­ние кон­флик­та, ус­по­ко­е­ние, удо­воль­ст­вие, чув­ст­во уве­рен­но­с­ти в се­бе, вы­со­кая пси­хи­че­с­кая ак­тив­ность, об­щее по­сто­ян­ное раз­ви­тие. Ин­тер­ак­тив­ная биб­ли­о­те­ра­пия.
Мы раз­ра­бо­та­ли про­грамм­но-ме­то­ди­че­с­кое обес­пе­че­ние для под­го­тов­ки биб­ли­о­те­ра­пев­тов и оп­ре­де­ли­ли ква­ли­фи­ка­ци­он­ную ха­рак­те­ри­с­ти­ку спе­ци­а­ли­с­тов дан­но­го про­фи­ля, ко­то­рую при­во­дим пол­но­стью в рам­ках на­сто­я­щей пуб­ли­ка­ции.

Юлия Николаевна Дрешер, доцент кафедры информатики Казанского государственного университета культуры и искусств, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан, доктор педагогических наук