Время читать медленно. Немного о науке сквозь призму эмоций

Какая муза привела меня в Москву в марте этого года? Муза Странствий, шепчущая о новых дорогах? Муза Чтения, зовущая в глубины книжных страниц? Или, быть может, муза с неугомонным синдромом гиперактивности? Неважно. Я благодарна им всем.

Персидский поэт Саади — лукавый и мудрый шейх из города Шираза считал,
что человек должен жить не меньше девяноста лет.
Саади делил человеческую жизнь на три равных части. Первые тридцать лет человек должен, по словам поэта, приобретать познания, вторые тридцать лет — странствовать по земле, а свои последние тридцать лет отдать творчеству, чтобы оставить потомкам, как выражался Саади, «чекан своей души».
«Муза дальних странствий»,
К. Г. Паустовский

Главное событие весны современного библиотечного сообщества России (и не только) — Международная научно-практическая конференция «Медленное чтение сегодня: теория, методика, практика» — не прошло мимо меня. Три дня плодотворной работы: незабываемый опыт, новые люди. Важнейшая информация, открывающая новые горизонты в работе с детьми, а также подтверждение собственным открытиям, гипотезам и догадкам. Это была перезагрузка.
Медленным чтением я занимаюсь со дня основания Студии творческого чтения. А это более пятнадцати лет. За годы работы метод показал свою эффективность как при работе с обычными детьми, так и с теми, у кого есть различные трудности развития. При помощи этого метода я помогаю студийцам научиться читать, полюбить чтение и радую взрослых тем, что их ребёнок читает и понимает прочитанное.
Раньше такой способ чтения воспринимался мной как данность, основанная на шестом чувстве и подтверждённая опытным путём. Важно найти нужную книгу (ту, которая в данный момент по-настоящему полезна ребёнку), занять комфортное положение и приступить к чтению, останавливаясь для обсуждения. Поворотным моментом, когда практика встретилась с теорией, стала встреча с Юрием Чёрным, к.ф.н., ведущим научным сотрудником, руководителем Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН. Благодаря ему, его увлечённости медленным чтением, я открыла для себя возможности данного метода в полной мере.

Валентина Тарасенко, детский нейропсихолог, директор Студии творческого чтения, библиотекарь