Три февральских дня стали особенными для участников состоявшихся в Орле традиционных IV Литературно-педагогических Пришвинских чтений «Творчество жизни».
Тема Пришвинских чтений 2018 года — «Мирская чаша жизни». Чтения объединили почитателей и исследователей творчества М. М. Пришвина и И. С. Тургенева. Участие в них приняли также музейные работников, представившие доклады по итогам исследований архивных материалов (в частности доклад Г. О. Тереховой «М. М. Пришвин и “графы” (по материалам фондов ОГЛМТ)»). Также обсуждалось творчество других писателей-земляков (сообщение С. С. Голубевой «Жизнь и творчество орловского прозаика Е. А. Зиборова»).
В произведениях Пришвина и Тургенева, в недавно опубликованные «Дневники» М. М. Пришвина, содержатся много мыслей, созвучных потребностям человека XXI века — потребностям в осознании сущности современных и исторических реалий и противоречий. Член Союза писателей России А. И. Кондратенко в своём выступлении «Я хотел бы … как птица, быть совершенно свободным …», посвящённом взглядам М. М. Пришвина на нравственно-этические проблемы, очень ярко продемонстрировал тонкость пришвинского подхода к вопросу человеческой свободы. Свободы, до которой человек должен дорасти, обеспечивая развитие и другим людям.
Участники конференции в своих докладах обращаясь ко многим художественным текстам И. С. Тургенева и М. М. Пришвина (Меркурьева Н. А. — «Пасхальный пафос “Записок охотника”»; Беднарская Л. Д. — «Рождение лирической прозы в цикле И. С. Тургенева “Записок охотника”»; Смоголь Н. Н. — «И. С. Тургенев — автор водевиля без музыки»). О сказке Тургенева Капля жизни» и романе Пришвина «Чаша жизни» размышляла в своём выступлении «Капля жизни в мирской чаше» Н. Н. Кульчицкая. Эти тексты отвечают на вопрос, какими же качествами должен обладать человек, способный помочь ближнему. Так, герой сказки «Капля жизни» — пугливый мальчик, окружённый шипящими гадами, смог преодолеть страх и снискать славу целителя телесных и духовных недугов. «Мирская чаша» Пришвина М. М. — это не просто рассказ о событиях послереволюционного периода. Написанная в 1922 году, повесть позволяет встретиться с людьми, которые то ли живут, то ли выживают, то ли строят новую, какую-то странную-страшную жизнь, то ли создают лестницу, позволяющую вознести чашу нашей трагической жизни на вечно сияющее небо. И только слова молитвы — исполненные честностью к себе, своим поступкам и желаниям, проникнутые знанием адресата — могут, достигнув небесных пределов, рассказать правду о нас. Именно с молитвой обращается к читателю «Мирская чаша»: «В день грядущий, просветли, Господи, наше прошлое и сохрани в новом всё, что было прежде хорошего, леса наши заповедные, истоки могучих рек, птиц сохрани, рыб умножь во много, верни всех зверей в леса и освободи от них душу нашу».
Этому вниманию к душе человека и были посвящены все три дня литературно-педагогических чтений.
Нина Николаевна Кульчицкая, доцент кафедры технологии обучения и методики преподавания предметов БУОО ДПО «Институт развития образования», кандидат педагогических наук, г. Орёл

