Вуз существует для студентов, поэтому юбилей вуза обязательно должен быть студенческим праздником.
Не мудрствуя лукаво, мы обратились к студентам второго курса, преодолевшим половину программы бакалавриата, с просьбой кратко, но искренно сформулировать своё мнение о библиотечно-информационном факультете СПбГИК. Вот что у нас получилось.
Лидия Апушкина. Насколько банальна аллегория гусеницы, превратившейся в бабочку! Однако сложно найти лучшее сравнение для обучения в вузе. В него поступает полный амбиций школьник, и Институт культуры подобен кокону, находясь в котором, неокрепший студент получает знания и опыт, которые помогут потом взлететь и не упасть на землю.
За два года обучения в вузе я сильно изменилась. Участие в различных мероприятиях, выступление на конференции, научная деятельность, масса новых знакомств и многое другое. Во всём меня поддерживают, оказывают всевозможную помощь мой научный руководитель А. А. Грузова и преподаватели кафедры информационного менеджмента. Именно благодаря им я определила свой научный интерес и желание развивать его.
Санкт-Петербургскому государственному институту культуры в 2018 г. исполняется 100 лет. И как же здорово встретить этот юбилей, будучи «студентом Культуры»! Уже столько лет Дом на Дворцовой выпускает в мир прекрасных бабочек. Я счастлива быть частью этого процесса.
Регина Булатова. Поступив в Институт культуры, я поняла, что мои ожидания от обучения в вузе оправданы и даже превзойдены. Прежде всего, меня поразила необыкновенная архитектура и внутренний интерьер зданий института. Я до сих пор помню ощущение восторга, когда оказалась в стенах института и увидела аудитории. Здание имеет богатую историю, что, несомненно, отразилось на атмосфере института. Обстановка пропитана творчеством и желанием трудиться, учиться и создавать, невозможно не поддаться её обаянию, не проникнуться ею. Главный корпус СПБГИК находится на берегу Невы, в самом сердце Северной столицы, и даже после трудного дня так приятно пройтись по набережной и насладиться видами нашей культурной столицы.
После первой сессии я поверила в свои силы. Она была самой трудной, но, когда я её сдала, то почувствовала, что всё не зря. Обучение приносит удовольствие и желание преодолевать трудности. Учиться среди творческих людей, у преподавателей, которые знают своё дело, — это лучшее, что могло произойти со мной после поступления.
К концу второго курса я стала чувствовать себя уверенно при общении с людьми из сферы будущей деятельности, поняла, что двигаюсь вперёд вместе со всеми. Это не только моя заслуга, но и заслуга преподавателей, однокурсников, которые помогают друг другу, а также внеучебной деятельности, которая раскрывает мои способности с новой для меня стороны. Например, нахождение в составе культурно-досуговой комиссии профкома даёт мне возможность не только стать частью чего-то большего, но и создавать это «что-то» самой, знакомиться с новыми людьми, раскрывать и реализовывать свой творческий потенциал. Очень интересно было заниматься волонтёрством, принимать участие в движении КВН и многое другое. Со временем я поняла, что я на своём месте, рядом с нужными людьми, которые мотивируют меня двигаться вперёд.
Александра Мудрина. 1 сентября — это запоминающийся день для многих новоиспечённых студентов. Это радостное волнение и множество незнакомых лиц, с которыми предстоит разделить время студенчества. Это поражающие своей красотой аудитории библиотечно-информационного факультета, в которых преподаватели приветствуют первокурсников. И вот — студенческие билеты, с которыми начинается новый этап в жизни каждого студента.
Во время учёбы на библиотечно-информационном факультете мировоззрение, мышление большинства студентов меняется. Формируется полная картина мира. Помимо профессиональных навыков, студенты получают невероятную поддержку, наставления и советы от преподавателей, находят настоящих друзей среди студентов. Первая сессия — это тоже испытание. Волнение и страх перед неизвестным, с одной стороны, жизненный опыт, умение преодолевать трудности, с другой. И вот долгожданное «отлично» в зачётной книжке! Студенты имеют возможность развивать свои творческие способности, участвуют в различных мероприятиях, которые готовит факультет. И можно сказать с уверенностью, что за два года обучения на библиотечно-информационном факультете мы только начали развиваться и с нетерпением ждём тех успехов, которые принесёт нам третий год.
Валентина Иващенко. Получать высшее образование я начала в Томском государственном университете в 2015 г. в Институте искусств и культуры на кафедре библиотечно-информационной деятельности. В феврале 2018 г. перевелась в Санкт-Петербургский государственный институт культуры в связи с изменением исследовательской области. Чем дольше находишься в библиотечной сфере, тем яснее осознание того, насколько она необъятна и мало исследована, сколько всего ещё можно обнаружить, внедрить, усовершенствовать. Именно этим я и решила заниматься на кафедре информационного менеджмента библиотечного факультета. Теплее всего в нашем институте именно на кафедре: она небольшая, под руководством замечательного декана Брежневой Валентины Владимировны. Меня искренне восхищает преподавательский состав и уровень их квалификации, в общении с ними понимаешь, что не прогадаешь с научным руководителем, что тебя направят, организуют почву для исследования, которое захочешь провести. Я являюсь участником коллектива «Инфомен», где мы с преподавателями кафедры и её студентами разных курсов обсуждаем развитие исследовательских тем, проводим конференции, на которых мы могли бы апробировать наработанный материал. Когда я начала учёбу в Томске, то поняла, что хочу заниматься научной деятельностью. Сейчас я знаю, что владею всеми инструментами для того, чтобы достичь своей цели и заниматься любимым делом.
Таисия Полякова. Не так просто объяснить обывателю, почему я всё ещё учусь на БИФе. Главное — уметь самому себе ответить на этот вопрос, а на остальных как-то по барабану. Но и к этому осознанию движение небыстрое.
Я — человек. Мне свойственна человечность. Библиотечно-информационный факультет не вписывается в рамки гуманитарных или технических дисциплин. Это факультет гуманизма, ведь библиотечное дело, наука о сохранении и распространении знания, — наука о сохранении человечности, увековеченной в книжности социальной памяти.
Объясняя другим, почему я учусь здесь, я трачу немало слов. Но нужно ли это? “Words are very unnecessary, they can only do harm”, — так поётся в шлягере легендарной группы. Слова излишни и коверкают смысл. То, что спустя 100 лет наш факультет всё ещё существует, лишний раз доказывает, что он необходим человечеству, постоянно находящемуся на распутье. Быть ли информационному коллапсу? Нам решать. Поэтому я здесь.
Николай Белавинский не смог уложиться в жёсткие рамки «фактографической информации» и написал морально-этическое эссе, которое посвятил преподавателям БИФ и озаглавил «Образование как способ передачи моральных ценностей».
Я долго думал, как начать эту статью, вспоминал яркие события, которые подарил мне наш институт, и понял, что начать я должен с самого первого, самого праздничного для многих студентов дня: Дня первокурсника, который проходил в филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Наверное, для кого-то этот день не несёт в себе ничего необычного: приветственное слово ректора, выступления творческих коллективов… Но когда звучал знаменитый гимн студентов “Gaudeamus”, во всей полноте ощущалась торжественность момента. Все встали, и я был удивлён тем, сколько взрослых людей присутствует на церемонии. Позднее я познакомился с ними лично: это были наши преподаватели, сотрудники Санкт-Петербургского государственного института культуры. Когда зазвучал гимн нашего института «Дом на Дворцовой», я уже почувствовал свою сопричастность к чему-то новому, неизведанному.
Начались студенческие будни. Первые месяцы обучения можно, наверное, назвать периодом адаптации, поскольку в твою жизнь приходят новые люди — твои будущие товарищи, меняется распорядок дня, идёт привыкание к новому образу жизни, после лекций начинает меняться мировоззрение. Первый курс, несомненно, очень важен! И хотя на данном этапе обучения ещё нет распределения по кафедрам, здесь происходит знакомство с будущей профессией, преподаются общеобразовательные дисциплины, расширяющие кругозор.
Формирование групп по кафедрам начинается со второго курса, и именно здесь открывается новая страница истории студенческой жизни, которая длится последующие три года и заканчивается защитой выпускной квалификационной работы. Именно здесь в сентябре 2018 года начался этот путь и у группы БИФ БО 1115, кафедры библиотековедения и теории чтения.
В нашей группе учатся ребята из разных городов нашей необъятной Родины: Настя Беляева из Севастополя, Лиля Рыжонкова из Кропоткина, Рома Гневнов из Белорецка, Яна Оськина из Краснодара, Арина Литвина из Ижевска, Лиза Самсонова из Невинномысска и многие другие. Такая пёстрая география — очень большой плюс, ведь общаясь между собой, мы узнаём жизнь других городов не снаружи, а изнутри. Характеры и интересы у нас, конечно же, разные, но обучение на очном отделении стирает многие границы, приучает к взаимовыручке, сопереживанию и соучастию.
Сам по себе учебный процесс, несомненно, очень важен. Он даёт сумму знаний, которые мы используем после получения диплома, даёт общую картину мира, а также возможность узнать какие-то более тонкие моменты на специализированных дисциплинах. Но есть и ещё одна важная вещь, которую дают нам преподаватели библиотечно-информационного факультета. Она не видна, не ощутима, но она передаётся — это гуманность. Словно строители, которые по кирпичику возводят дома, наши наставники возводят здание гуманности в нас.
Именно гуманность, на мой взгляд, оказывает то благотворное влияние на студента, которое меняет его мировоззрение. Наверное, я не открою большой тайны, если скажу, что почти все мы бываем иной раз и резки, и критичны, но никогда за два года обучения я не слышал от преподавателей нашего факультета ни одного грубого слова.
Впрочем, помимо учебного процесса в рамках деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры происходит много интересного. Например, фестиваль «Библиофест», который проводится каждый год на площадках, предоставляемых библиотеками Санкт-Петербурга. Его основу составляют различные проекты, которые курируют преподаватели. В нас, студентах, этот фестиваль пробуждает то, что спрятано глубоко, но при этом так важно для любого человека!
В этом году студенты нашей группы приняли участие в конкурсе под названием «Наша Родина — мир. Моя родословная». Его организовали преподаватели кафедры библиотековедения и теории чтения Юлия Фёдоровна Андреева и Елена Владимировна Бахтина.
Студенты открывали интересные факты из истории своей семьи, делились воспоминаниями, редкими фотографиями и документами. Ксения Гумарова, например, рассказала о своем дедушке, который в 1960 г. строил никелевый завод на Кубе по приглашению самого Фиделя Кастро. Я держал в руках архивные дневники, которые он вёл, и на основе которых было построено выступление Ксении. Эти заметки давно уже должны были бы увидеть свет, но до недавнего времени лежали никому не известные, и только фестиваль «Библиофест» смог, наконец, исправить ситуацию.
Настя Беляева рассказала про своего прадеда Владимира Гольцшмидта, кубофутуриста и совладельца московского «Кафе поэтов», друга и коллегу В. В. Маяковского. Самир Асланов, лауреат премии «Большая Медведица-2018» в номинации «За умение не сдаваться», поведал историю своей семьи.
Эти зёрнышки добра и уважения потихоньку дают свои всходы, а значит, и дальше будет передаваться уважительное отношение к памяти, человеку, культуре. Но и это ещё не всё: уважительное отношение к прошлому заставляет иначе взглянуть на настоящее, пробуждает социальную ответственность и способность сострадать, сопереживать. Поэтому совсем не удивительно, что на втором курсе несколько студентов нашей группы стали донорами крови в рамках проекта, который также осуществляется по инициативе Санкт-Петербургского государственного института культуры.
И это тоже гуманность — делиться частичкой себя ради жизни другого.
Вообще, способность сопереживать среди студентов нашего института развита очень сильно. Довольно часто кто-то из однокурсников обращается к другим с просьбой распечатать доклад для семинара или подсказать, где искать необходимую в процессе обучения информацию, и всегда эти просьбы находят отклик. Бывает, что желающих помочь оказывается даже больше, чем необходимо! Основы этой студенческой солидарности закладываются, не в последнюю очередь, нашими преподавателями, ведь и сами они всегда готовы прийти на помощь, посоветовать. Их пример очень важен в процессе формирования общей атмосферы студенческой взаимовыручки.
Когда у нас появилась дисциплина под названием «Социальные коммуникации», я был немного озадачен тем, что лекции и семинары у нас ведут два разных по возрасту преподавателя, которые стараются донести до студентов практически одно и то же: лекции вёл профессор Аркадий Васильевич Соколов, а семинары — старший преподаватель Екатерина Александровна Навродская. Оказалось, что Екатерина Александровна в бытность свою студентом посещала лекции Аркадия Васильевича, а потом и сама стала преподавателем. Удивительным для меня было не то, что на факультете преподаёт выпускник, ведь это распространённое явление. Удивил меня сам факт, что этот выпускник воспринял, унаследовал, не растерял со временем не только полученные знания, которыми делится с нами десятилетие спустя, но и те моральные, социальные основы, тот дух и то настроение, которые были в своё время переданы старшим поколением. И вот именно на этом примере мне стал понятен принцип преемственности поколений на нашем факультете, который, несомненно, важен во всех областях нашей жизни.
Очень запоминающейся была практическая работа по этой дисциплине под названием «Письмо из будущего. Россия и я в 2043 году». Оказалось, что студенты в нашей группе писали не только о себе, но и друг о друге, а значит, мы не только учимся, работаем, проводим вместе свой досуг… мы, прежде всего, думаем о своих однокурсниках! Во многом это заслуга наших преподавателей, и пусть, на первый взгляд, кажется, что мы не ценим всё это, не видим, не воспринимаем, это далеко не так! И за это вам наша большая, человеческая благодарность! Спасибо!

