Выставка «Торжество Петра Великого. Гравюра. Книга. Документ» в Российской государственной библиотеке

В июне 2022 года в Российской государственной библиотеке состоялась выставка «Торжество Петра Великого. Гравюра. Книга. Документ», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра I (1672–1725).
Открытие выставки состоялось в рамках международной научной конференции «“Прекрасная была сия самая первая печать: кругла, мерна, чиста”. Книжная культура эпохи Петра I». Концептуальная разработка осуществлена кураторами И. Л. Карповой и Н. В. Чаленко, сотрудниками научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) в сотрудничестве с отделом рукописей и отделом изобразительных изданий РГБ. В основу концепции положен историко-книговедческий подход, основу экспозиции составили рукописные документы, гравюры и книги из этих подразделений библиотеки. 2 июня 2022 г. состоялась съёмка телевизионного сюжета о выставке для передачи «Новости культуры» на федеральном телеканале «Россия. Культура» ВГТРК. В сюжет вошли также выступления генерального директора РГБ В. В. Дуды, и трёх сотрудников отдела: Е. А. Емельяновой, И. Л. Карповой, Н. В. Чаленко.
Время Петра Великого — время реформ и новаций в культурной жизни страны, значимость и влияние которых прослеживается до нашего времени. Реформы происходили и в печатном деле. С 1708 г. книги светской тематики начинают печатать новым гражданским шрифтом, в старой и новой столицах появляются типографии, увеличиваются тиражи книг, выходят переводные издания.
Идея печатать в Амстердаме «земные и морские карты, чертежи, листы, портреты, математические, архитектурные и всякие по военной части книги…» для распространения их в России (согласно жалованной грамоте Петра I) не увенчалась большим успехом. Пётр I фактически заново создавал отечественную светскую книгу: руководил книгопечатанием, определял тематику изданий, выбирал авторов и переводчиков, редактировал, следил за качеством печати и распространением книг.
Кураторы ставили целью раскрыть этапы книгопечатания в эпоху Петра I, показать, как менялась книга в новых исторических условиях, продемонстрировать постепенный, с учётом западноевропейского опыта и технологий переход от традиционной отечественной кириллической книги к новой гражданской.
Выставка состояла из нескольких разделов: 1) Образцы кириллических книг XVII–XVIII вв. (до введения гражданского шрифта), 2) Амстердамские издания книг для русского читателя (типография Яна Тессинга и др.), 3) Азбуки и буквари петровского времени, создание гражданской азбуки, 4) Московский Печатный двор и первенцы гражданской печати, 5) Появление новых типографий в Санкт-Петербурге: издания Санкт-петербургской типографии, типографий Синода и Александро-Невского монастыря, 6) Издания типографии Академии наук — продолжение замыслов Петра I.
Экспонировались подлинные архивные документы с автографами Петра I, редкие отечественные и иностранные издания конца XVII–XVIII вв., гравюры, выполненные в различных техниках — портреты Петра I, виды городов, географические карты. Большая часть изданий, которые мы показывали, имелась в библиотеке Петра I, в чём нам помогли каталоги, опубликованные Библиотекой Академии наук: «Библиотека Петра I» Елизаветы Ивановны Бобровой (1978) и «Библиотека Петра Великого: западноевропейские печатные книги» Ирины Васильевны Хмелевских (2016).
В процессе подготовки выставки возникла идея дополнить иконографический ряд, представить не только отдельные гравюры с изображением Петра, но и книги с его портретами. Такие издания удалось поместить в каждой витрине; многие из них выставлялись в РГБ впервые.
Зрителю представилась возможность увидеть русскую и европейскую книгу, сопоставить их эстетику, тематику, переводные и оригинальные сочинения, понять, что многие издания создавались в сотрудничестве русских и европейских мастеров.

Ирина Леонидовна Карпова, заведующая сектором, библиограф РГБ, научно-исследовательского отдела редких книг (Музей книги), кандидат исторических наук, Москва
Нина Викторовна Чаленко, главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг РГБ (Музей книги), Москва