В поисках волшебной книги. Квест-игры знакомят детей с фондами библиотеки

В то время, когда в России проводится «Десятилетие детства», многие библиотеки начинают вовсю работать с юными читателями. Чтобы детям не было скучно, чтобы мероприятие не превращалось в очередной урок, необходимы новые формы, новые способы подачи информации. Во многих библиотеках уже давно реализуется формат квеста. Он удобен во время проведения крупных мероприятий, для создания межбиблиотечных проектов, привлечения читателей, раскрытия библиотеки совершенно с новой стороны.
Сейчас очень популярны квесты в реальности. Подобные игры подразумевают работу в команде, применение логики, ловкости и координации. Для этого создаются всевозможные декорации, используется различный инвентарь, а если квест проводится на воздухе, всё ограничивается только вашей фантазией. Воспроизвести подобный формат в библиотеках затруднительно — встаёт вопрос пространства, сохранения фонда, а ещё нужно не помешать читателям, находящимся в это время в фондах. В подобных случаях упор делается на создание заданий на логику, сообразительность. Главная задача при создание подобной программы — помнить, что квест это не проверка знаний; наоборот, участники узнают для себя что-то новое после его прохождения. Подобная задача решается при помощи самих заданий, рассказов ведущего, включения в программу различных рубрик, например, «Интересные факты». Крайне важным моментом является создание «истории квеста», ведь дети не просто выполняют различные задания, но и участвуют в небольшом представлении.
В Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова города Санкт-Петербурга каждый месяц юным читателям предлагается совершить путешествие в поисках «Волшебной книги». Всё это происходит благодаря духу Читайке. Читайка — двоюродный брат Песочника, персонажа из серии книг «Хранители снов», который читает сказки детям и живёт в особняке на Литейном проспекте в доме под номером 19. Согласно сюжету Читайка прячет «Каталог времён», но ребята могут обнаружить книгу, решив составленные им головоломки. Каждое задание сопровождается тематическими вопросами: «В честь кого названа наша библиотека?» или «Как связано Бородино и наша библиотека?». Многие дети даже начинают цитировать стихи, стараясь показать свои знания. Задания также разъясняют особенности библиотечной деятельности, давая возможность посвятить детей в тонкости данной профессии. Детям предоставляется возможность попробовать себя в роли библиотекарей — они могут выдать и списать книги при помощи автоматизированной системы.
Многие дети действительно начинают верить, что где-то за ними наблюдает симпатичный малыш, и любой шорох, посторонний звук считают доказательством существования нового друга. Специально для того, чтобы дети могли увериться в существовании Читайки, была создана мягкая авторская игрушка, дающая возможность лично поздороваться с этим персонажем.
Подобное мероприятие создаёт почву для сотрудничества с различными учреждениями, работающими с детьми из других районов. Существует мнение, что формат квеста уже не столь актуален, но отзывы, реакции детей показывают, что это не так. Ведь он даёт уникальную возможность побегать по коридорам библиотеки, совершить путешествие во времени, отгадать загадки, почувствовать себя спасителем и найти новых друзей.

Евгения Сергеевна Смыкова, библиотекарь первой категории МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, Санкт-Петербург