В поисках образовательной модели. Использование психологических методов в повышении квалификации специалистов библиотек

Мир ежедневно стремительно меняется, внося перемены в людские потребности, в восприятие информации и во взаимодействие друг с другом. Сегодня представители классических профессий решают совершенно новые задачи, а традиционные услуги, во многих отраслях, в том числе и в библиотечном деле, приобретают новое значение. Для эффективной работы библиотек необходимо научиться делать долгосрочные прогнозы их деятельности с учётом скорости изменений, происходящих в обществе.
К сожалению, становится всё заметнее разрыв между уровнем компетенций современных специалистов библиотек и требованиями, которые диктует сложившаяся в отрасли ситуация. Этот разрыв вызван рядом факторов, которые говорят о необходимости создания профессиональным библиотечным сообществом образовательной модели, позволяющей специалистам адаптироваться к новым, быстро меняющимся условиям цифровой эпохи.
В «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» указано на проблемы, связанные с кадровым дефицитом, недостаточным уровнем информатизации и финансирования библиотек и многими другими аспектами. Отметим, что в последние годы ситуация улучшается благодаря национальному проекту «Культура», но библиотекам по-прежнему сложно конкурировать с быстрыми и удобными сервисами поиска и обмена информацией.
Такая ситуация приводит библиотеки к поиску своей ниши в структуре досуга, нередко выражающейся в принятии концепции «третьего места». Однако излишнее внимание к социокультурной функции библиотек может привести к дефициту деятельности в другой важной сфере — аккумуляции и передаче знаний. Именно поиск и сохранение баланса между этими функциями — значимая задача, которая стоит перед профессиональным библиотечным сообществом.
Национальный проект «Культура» наглядно продемонстрировал, что современные модернизированные библиотеки востребованы пользователями. Однако для всесторонней модернизации необходимо не только улучшение дизайна помещений и технического оснащения библиотек, но и работа с самими библиотекарями и их компетенциями, способствующими готовности к инновациям. Именно на решение данной проблемы направлена программа «Творческие люди», а также деятельность Центров и институтов непрерывного образования.
Как уже отмечалось, сегодня существует объективная необходимость формирования готовности специалистов библиотек к инновационной деятельности в условиях открытого информационного общества. При этом профессионализм библиотекаря следует рассматривать не только как способность овладеть новыми технологиями, но и как ценностную ориентацию специалиста, его мотивацию к использованию различных новшеств.
В зависимости от постепенного и качественного изменения информационного пространства, которое стало в последние десятилетия более эмоционально насыщенным и динамичным, изменяются и процессы восприятия и усвоения, что определяет новую стратегию деятельности специалистов, представляющих её. Поэтому, когда мы говорим сегодня о повышении квалификации библиотечных работников, мы подразумеваем не только постоянное обновление знаний, но и изменение самого способа мышления. Важный шаг в данном направлении — помощь специалистам библиотек в преодолении психологических барьеров для освоения новых интеллектуальных и педагогических технологий, актуальных сегодня для библиотечной деятельности.

Ирина Вячеславовна Домбровская, заведующая сектором организации библиотечного дела научно-методического отдела Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург