В поисках приключений. Библиоквест — путешествие по книжным маршрутам

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина (Ленинка) активно применяет в своей работе инновационные формы и методы продвижения чтения и повышения информационной культуры своих читателей. Всё чаще библиотека обращается к игровым интерактивным технологиям, в частности квестам.
Квесты (quest англ.— поиск) — это разновидность игр, требующих поэтапного решения различных задач для продвижения по сюжету. Библиотечный квест как один из видов интеллектуальной игры имеет некоторое сходство с викториной, заключающееся в поиске ответов на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Существенными отличиями квеста от викторины являются: наличие чёткого, продуманного сценария; строгие правила; обязательное присутствие ведущего (ведущих). Квест — командная игра. Участники, перемещаясь по локации и выполняя отдельные задания, должны совместно решить общую задачу.
Игра может проходить в нескольких локациях или в одной (на улице или в помещении), иметь последовательный сюжет или только сюжетную канву. Основная цель библиоквеста — это продвижение чтения, привлечение в библиотеку пользователей и, конечно же, повышение их информационной культуры. Книги, справочно-библиографический аппарат (каталоги, картотеки) становятся основой для сценария, элементами отдельных заданий, инструментом решения или предметом поиска.
В 2019 г. работа по созданию и проведению библиотечных квестов увлекла сотрудников информационно-библиографического отдела Ленинки. Неслучайно идея организовать первый квест появилась именно в Год театра: художественный образ представления, разнообразие форм сценического действия и прочие элементы театрализации наиболее свойственны этому виду игрового интерактива.
В короткие сроки были подготовлены несколько оригинальных квестов с минимумом материальных затрат, что немаловажно. Они не являлись соревновательными, то есть каждый сеанс игры предполагал прохождение всего сюжета одной группой участников. Квесты проходили в одном помещении, но отличались друг от друга содержанием и форматом организации игры.
Одна из основных целей всех квестов — не развлекательная, а обучающая — получить знания и проверить себя. Участники игр различались по уровню библиотечно-библиографической грамотности. Постоянным читателям библиотеки было несложно выполнять задания с использованием справочных изданий или традиционных карточных каталогов и картотек. Многие из вновь пришедших впервые видели каталоги и картотеки, имели смутное представление о работе со справочниками и энциклопедиями.

Людмила Юрьевна Мишина, заведующая сектором ИБО НГОУНБ
Илья Алексеевич Поляков, главный библиограф ИБО НГОУНБ