На наших глазах в последние годы библиотеки превратились из «книгохранилищ» в информационно-культурные центры. В одних библиотеках работают кружки по интересам (обучение компьютерной грамотности, художественная аппликация…), в других открыты центры комиксов… Однако не поставлена и не решена такая задача, как привлечение мужчин к чтению.
В одном из номеров журнала «Библиотечное Дело» справедливо поднята проблема: библиотека как «третье место»1, место для реализации человеком своего личностного и творческого потенциала. Не вступая в дискуссию по поводу неоднозначности термина «гендер», остановлюсь на таком аспекты проблемы, как ценностные формы личностного опыта мужчины.
Показательны реальные случаи из читательской практики автора статьи. Работая в различных библиотеках (в том числе детских, юношеских), я заметил одинаковую реакцию на вопрос: «А есть у вас книги для мальчиков, юношей?». Обычно у библиотекаря наступает ступор, затем он предлагает либо приключенческую литературу, либо книги из серии «Сделай сам». Запомнились такие ответы. Первый — в форме риторического вопроса: «А что “Алые паруса” мальчики читать не могут?». Второй, когда сотрудница Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького отвела меня к стеллажу «Гигиена мальчика-подростка». При этом литература для девочек и девушек представлена очень широко: всевозможные энциклопедии для девушек, женские любовные романы и т. д. Односторонность такого гендерного подхода объясняется, во-первых, преобладанием женского персонала в библиотеках, издательствах, книжных магазинах; во-вторых, тем, что главные читатели в нашей стране — женщины.
Ценностные формы личностного опыта мужчины нуждаются в исследовании и уточнении. Раньше такой формой было чтение2. В наши дни оно стало, скорее, ценностной формой личностного опыта женщины. Значит, у мужчин остаются спорт, бизнес (работа), общение с друзьями? Эти вопросы не праздные. Авторы идеи превращения библиотек в информационно-культурные центры, забыли о мужчинах. О том, насколько важен гендерный фактор, говорит реально существующее деление книжных полок в магазинах: «Книги для женщин», «Книги для мужчин» (последнее встречается реже). Придя в современную библиотеку, мы можем там встретить мужчин… у монитора компьютера. Большинство представителей сильного пола идут в библиотеку лишь за услугами интернета, или в качестве учеников школы и студентов, ищущих литературу по специальности.
Владимир Николаевич Руднев, доцент кафедры русского языка и издательского дела НОУ ВПО «Российский новый университет», кандидат педагогических наук, Москва
1 Филиппова Т. «Третье место» как фундамент сообщества // Библиотечное дело. — 2017. — №05(287). — С. 1.
2 Руднев В. Н. Гендерная модель чтения и социализация личности // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. — Вып. 11–12. — М., 2015. — С. 40–57.

