Наша редакция продолжает публиковать полемические диалоги Н. Н. Сотникова и библиотекаря В. В. Сафьяновской в связи с выходом в свет актуальных новых по содержанию и трактовке книг военно-исторической тематики.
Книга, которую Вы, Николай Николаевич, сегодня принесли для нашей беседы, создавалась во многом на моих глазах в стенах библиотеки имени Н. А. Некрасова…
— Пользуясь случаем, хочу сердечно поблагодарить сотрудниц нашей библиотеки и прежде всего Вас, Виктория Викторовна. Ваша библиографическая и организационная помощь во многом помогли моей работе.
Я вижу, что Вы всё больше и больше углубляетесь в проблемы военной истории, разумеется, сравнительно недавнего прошлого. А Вы в юности не предполагали ли теснейшего сотрудничества с кафедрой новой и новейшей истории нашего Университета?
— Не скрою от Вас и читателей, что наряду с эстетикой, теорией литературы и историей мировой литературы история новейшего времени была моим излюбленным предметом. До сих пор с благодарностью вспоминаю лекции профессора Могилевского и доцента Белановского и, разумеется, заботу о нашей исторической эрудиции нашего декана, основателя факультета журналистики профессора Бережного, который расширил нашу образовательную программу. Однако полностью менять профессию я не собирался. К тому же чисто исторических знаний, прежде всего источниковедческих, мне явно не хватало. Не было и соответствующей историко-хронологической базы, ибо школьные представления о Древнем Востоке, Древней Греции, Древнем Риме, Византии, Средневековье едва просматривались. Чисто по-человечески я относился к нашим двум школьным учителям весьма доброжелательно, но их уроки в памяти не отложились. Об учебниках я не говорю: они не привлекали моё внимание всё-таки. Теплились слабенькие огонёчки заинтересованности, но в костры никогда не разгорались. В этом отношении мне несравнимо больше повезло с учительницей литературы и русского языка Евгений Васильевной Волковой. Её примеры, методики, советы со мной до сих пор.
Я ещё раз перелистываю Ваши составительские книги и отмечаю то, что в них всегда есть и Ваши личные, авторские тексты. А почему бы Вам не сосредоточить внимание только на них?
— Этот комбинированный подход себя за минувшие последние годы полностью оправдал. Во-первых, чтобы полностью исключить невольные заимствования, мне бы пришлось очень широко использовать литературу для начитывания. Но то, что обязательно для научной работы, просто противопоказано для работы литературно-творческой. Более того, художественность будет поставлена под угрозу! Во-вторых, есть какие-то тексты (преимущественно публицистические), которые хорошо вписываются в контекст очередной книги для широкого, массового читателя, что важно особенно подчеркнуть. А вообще-то говоря, после долгих размышлений я пришёл к выводу, что работа составительского характера (я не имею ввиду справочники, учебные труды, таблицы и т. д.) ближе всего по сути своей к труду режиссёра научно-популярного кино. Композиция, монтаж, уместный комментарий — всё родом из этого вида кинематографа.
Наверное, все эти поиски, особенно в начальный период работы, теснейшим образом связаны с жанровой проблематикой.
— Несомненно, ибо нет текста вне жанровых систем!