Городская библиотека Выборга. Строительно-техническая экспликация

Алвар Хуго Хенрик Аалто (1898–1976), финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна.

Характерной чертой авторского стиля Аалто было отношение к своим работам как к «абсолютным произведениям искусства» (нем. Gesamtkunstwerk), что на практике означало не только проектирование самого здания, но и продумывание всех мелочей и деталей — материала и цвета поверхностей, изменения освещения в течение дня, дизайна осветительных приборов, фурнитуры, остекления, обстановки.

Форма библиотеки на градостроительном плане и её общее решение прямо вытекают из замены земельного участка под строительство здания. Мною был разработан полный комплект чертежей на основании конкурсных эскизов в соответствии с предыдущим расположением, но когда долгая дискуссия о переносе места библиотеки, наконец, завершилась, я обнаружил, что на новом участке имеются гораздо более выгодные условия для проектирования и появляется свобода от ранее неизбежной предопределённости внешней формы.
Благодаря удачным особенностям участка удалось спроектировать совершенно новое здание библиотеки: от предыдущего проекта сохранились лишь главные, руководящие принципы внутреннего организма.
Среди положительных черт теперешнего местоположения хочу упомянуть два совершенно разных по типу парка и — как третий элемент — слияние улиц, что даёт возможность сгруппировать основные части здания без внутренних и внешних конфликтов. Такая местность сделала возможным размещение входов в здание на нескольких разных уровнях и принятие решений, к которым в обычных условиях не подступиться.
Было намерение отделить друг от друга разные по назначению части здания. В проекте две основные составляющие: с одной стороны, сама библиотека со своими различными отделами, а с другой — помещения для занятий кружков, отражающие её общественную деятельность. При ближайшем рассмотрении этих двух частей мы замечаем, что сильно различаясь, они являются факторами, требующими различных архитектурных и технических решений. Все библиотечные отделы образуют внутренне взаимосвязанную массивную центральную часть здания. Они предназначены исключительно для хранения книг в разных режимах и одновременно обеспечивают их встречу с посетителями. Соответственно, этим центральным помещениям придан консервирующий, закрытый из вне облик. Поскольку здание — место встречи читателей и книг, важными с точки зрения зодчества элементами являются зрительные и свето-психологические решения, а также системы отопления и вентиляции.

Социальная деятельность в сфере литературного просветительства и развития общества — это кружковые помещения (лекционный зал) и множество комнат помельче, а также офисы: по своему характеру они открыты внешнему миру и легки по конструкции. Если первая группа помещений отвечает требованиям человеческого глаза, то здесь главная роль, естественно, принадлежит человеческому уху. Лекционный зал и кружковые помещения, таким образом, приобрели свой архитектурный облик, исходя из общего акустического решения.
Вышеописанное физиологическое разделение двух частей здания объединяет сеть внутренних связей, в каком-то смысле третий важный архитектурный компонент. Главный вход в здание со стороны улицы совпадает с местом сплетения нескольких парковых маршрутов, вход в зал периодики — непосредственно с улицы, вход в детскую библиотеку, как и вся она, обращен на юг, к игровой площадке, расположенной на этаж ниже большого зала. Главный вход имеет двойную функцию, обслуживая и библиотеку и лекционный зал. Его размер соответствует назначению.
Посередине библиотеки место смотрителя, а под ним — центр для библиотекарей. Персоналу обеспечен прямой доступ из всех отделов к этому сердцу здания. Такой порядок, как и все связи между частями библиотеки, диктуется потребностью в гибкой организации труда.
В центральной части библиотеки отдел абонемента и группа читальных залов настолько взаимосвязаны, что практически образуют единый большой зал, где перепад уровней пола обеспечивает более эффективный и лёгкий контроль, поскольку смотрители располагаются отчасти выше, чем посетители.