«Дверь в лето» из пандемии. Прямой эфир как форма просветительской работы в вузовской библиотеке

Эпидемиологическая обстановка изменила жизнь общества в 2020 году. Ограничения, карантин и социальная дистанция лишили библиотеки возможности собрать большую аудиторию в своих залах. Но ведь ограничения не могут стать препятствием для библиотек в реализации их просветительской функции?
Дистанционный формат работы не стал чем-то кардинально новым для сотрудников библиотеки ОмГТУ. С 2018 г. мы транслировали лекции и вебинары, обучающие работе с доступными ресурсами, а на масштабных мероприятиях проводили прямые эфиры через социальные сети библиотеки, с целью заинтересовать аудиторию и привлечь её на другие мероприятия (Наймушина, 2020). В период карантина и дистанционной работы этот опыт пригодился сотрудникам библиотеки ОмГТУ. Наши пользователи стали участниками онлайн-лекций, вебинаров, виртуальных викторин, розыгрышей книг и онлайн-игр. Студенты, привыкшие к интернет-коммуникации в повседневной жизни, гораздо активнее принимали участие в онлайн-мероприятиях.
К примеру, акция «Разные языки войны» в 2019 г., в офлайн-формате собирала до 80 участников и зрителей.
В 2020 г., когда акцию перевели в онлайн, количество участников выросло до 40 человек, а общее количество просмотров в социальных сетях составило более 2500. Этот пример показывает, что «основная целевая аудитория вузовской библиотеки давно и активно включилась в виртуальное коммуникационное пространство».
Использование онлайн-форматов мероприятий открывает для библиотек ряд возможностей:
• Доступность. Пользователь может с любого устройства принять участие в опросе, розыгрыше и т. п.;
• Время. Исключаются потери на дорогу, проще встроить мероприятие в личный план дня, есть возможность самому выбирать степень вовлечённости и время участия;
• Удобство. Формат «не выходя из дома» гарантирует личный комфорт участникам;
• Аудитория. Для дистанционного формата практически не имеет значения количество участников.
Всё это позволяет рассматривать онлайн-формат как полноправный способ просветительской работы при подготовке плана мероприятий. Но встроить элементы интерактива в уже отработанный формат игры/квиза/викторины, значительно проще, чем полностью заменить офлайн на онлайн.
Перечисленные преимущества и в какой-то степени отработанная технология подготовки онлайн-мероприятий позволили нам сделать следующий шаг. Мы решили сделать мероприятие «с нуля». Попробовать абсолютно новую практику.

Марина Сергеевна Носова, ведущий библиотекарь медиацентра Омского государственного технического университета